Незнал куда впихнуть. Это скорее всего не новость, просто наткнулся, но интересная штука! Мгновенные сообщения как феномен Интернета Трудно себе представить, на что был бы похож Интернет, если бы в свое время компания Mirabilis не решила выйти на IT-арену со своей ICQ; с другой стороны, смог бы наш, реальный мир существовать без мобильных телефонов? Вот-вот, так и здесь: кто-нибудь все равно бы создал программу для обмена сообщениями — не Mirabilis, так Microsoft. Впрочем, рассуждать об истории в сослагательном ключе — весьма сомнительное занятие, поэтому разговор о Instant Messenger'ах, то есть программах, отвечающих за мгновенный обмен сообщениями, стоит начать с истории самой ICQ — именно она стала первым успешным IM-инструментом в истории человечества. Этот IM у нас Асей зовется Итак, сама ICQ (даже неловко это лишний раз рассказывать, но имя ее произошло от фразы I Seek You, что в переводе на язык родных осин значит «Я ищу тебя») появилась в 1996 году, выбравшись из-под пера Mirabilis; на тот момент компания состояла из четверых граждан солнечного Израиля — Яира Голдфингера, Арика Варди, Сефи Вигизера и Амнона Амира. Как результат, уже в 1997 году израильтяне бодро рапортовали о том, что количество пользователей ICQ достигло миллиона, а к 1998 году прозвучали цифры о росте сети на 1 миллион за 23 дня. Естественно, мимо крупных IT-игроков это пройти не могло, и в 1998 году ICQ вплотную заинтересовалась компания America Online, более известная нам под сладкозвучной аббревиатурой AOL, которая взяла, да и приобрела всю Mirabilis за баснословную сумму в 407 миллионов долларов; при этом 287 миллионов выплачивалось сразу же, а остальные 120 миллионов обещалось выплатить в течение ближайших трех лет при условии дальнейшего развития сервиса. Именно тогда ICQ пережила свое, как говорится, второе рождение — ICQ 98b распространялась по Интернету с поистине бешеной скоростью, и удобной программкой для обмена сообщениями («Это же двухсторонний пейджер!» — бывало, радостно восклицали пользователи) стало пользоваться все больше и больше пользователей. Май 1997 — 1 миллион регистраций, 100.000 человек онлайн; Февраль 1999 — 1 миллион одновременных подключений; 1999 год, декабрь — 50 миллионов пользователей; Март 2007: активных пользователей — 22 миллионов, всего — 150 миллионов. Пользователи ICQ опознаются по уникальному идентификационному номеру (UIN); при этом номера выдаются в порядке возрастания. После серии хакерских атак Mirabilis приняла решение хранить все электронные адреса, на которые когда-либо заводились номера ICQ, на главном сервере, в результате чего даже после насильственной утери адреса владелец может попробовать вернуть украденное;Короткие (в основном, шестизначные) и просто красивые номера ICQ часто становятся предметом торговли и кражи. Более того, есть даже специальные Интернет-магазины коротких номеров, где за номер 12345 просят 1700 WMZ. Немалое число их было привлечено в 2000 году, когда вышел клиент ICQ 2000b, работавший на диво гладко и не особо потребляющий системных ресурсов — многие из современных пользователей начинали именно с него. Если опустить всяческие промежуточные версии (вроде невнятной ICQ 2001b), то до 2007 года в развитии ICQ можно выделить 3 главных вехи — это выпуск ICQ 2003b, выпуск ICQ 4 и выход ICQ 6. ICQ 2003b (к слову, этот клиент работает и поныне, чего не скажешь о его более старших версиях) сама по себе была замечательна тем, что она, во-первых, вводила новый вид показа входящих и исходящих сообщений в виде чата — напомним, до того показывались лишь единичные сообщения, причем каждое в своем окне, а во-вторых — отличалась хорошей надежностью и работоспособностью. Наглядной иллюстрацией здесь может послужить тот факт, что некоторые IT-староверы до сих пор сидят именно на 2003b, но с установленным патчем, добавляющим многооконный интерфейс, возможность добавления контактов без запроса авторизации, проверку IP-адреса и так далее. И это неспроста — дальнейшие шаги Mirabilis во многом оказались весьма спорными. Распад Римской Империи Разброд и шатания начались с версии ICQ 4, которая оказалась потомком не основной ICQ 2003b Pro, но весьма куцей ICQ Lite, славящейся своей малогабаритностью, малофункциональностью и ориентированностью на начинающих пользователей. В итоге ICQ 4 вышла весьма смазливой и ресурсоемкой — помимо прочего, новая «аська» могла похвастаться поддержкой скинов, поддержкой особых статусов (сопровождаемых отдельной картинкой) и многопользовательских игрищ, но никакого технического прорыва предложить не смогла; но главное, что изрядно взбесило бывалых пользователей, касалось отнюдь не отсутствия поддержки 10 версии протокола, а присутствие смайликов и рекламы. В ICQ есть два вида баннеров: 468х60 (под диалоговым окном) и 88х31 (над контакт-листом). Стоимость выхода на российскую аудиторию пользователей ICQ в 2004 году составляла- $2-$3 за 1000 показов. Как утверждают в AMK Interactive, CTR такого размещения на данный момент находится на уровне 1%, или в пересчете - $0,2-$0,3 за клик. История рекламы в российской ICQ началась еще в октябре 2001 года. Тогда в «аське» российские пользователи увидели вместо кнопки SMS-сервиса ICQ рекламу отечественных ресурсов Toka.Ru или Damochka.Ru, размещенную там без согласия с AOL. Начать, пожалуй, стоит со смайликов. Дело в том, что ICQ 4 принудительно заменяла распространенные смайлики (вроде «», «» и прочих) на графические изображения. Казалось бы, ну что здесь такого? А вот что: смайлики были нарисованы весьма косолапо, и эмоция, которую владелец, скажем, ICQ 2003b вкладывал в смайлик «», в ICQ 4 трансформировалась в малоприятную гримасу; вдобавок ко всему, смайлики эти нельзя было отключить средствами самого клиента, в результате чего приходилось лезть в системные файлы — да и это было весьма сомнительным ходом, поскольку смайлики-то отключались лишь у одного пользователя, а не у всех. Второй неприятной новинкой стала реклама, демонстрируемая в окошках диалога — и несмотря на то, что реклама сама по себе была таргетированной по региону, удовольствия от нее было мало; впрочем, ее можно было достаточно просто отключить средствами, скажем, файерволла или программы-блокировщика рекламы, например, Ad Muncher. Некоторые пользователи полагали, что в следующих версиях ICQ вернется к истокам; но не тут-то было — в вышедшей ICQ 5 1 ситуация лишь усугубилась. Верхом творчества художников Mirabilis стала версия ICQ 5.1, щеголявшая поистине уродливыми смайлами, один из которых крайне натуралистично изображал, простите, колобка, которого тошнит. С пятой версией ICQ связано и еще одна хитрость — именно на ее основе была создана отечественная версия Rambler-ICQ. Что характерно, без клоунады не обошлось и здесь — русская ICQ требовала регистрации в почте Rambler, что создавало немало неудобств; впрочем, в более поздних версиях это ограничение было снято. Версия ICQ 6, по счастью, оказалась более человеческой по виду, хотя анимированные смайлы по-прежнему доверия не внушали; интерфейс «шестерки» был сделан на AOL'овском движке Boxely (в результате чего ICQ стала похожа на кусок мыла — и по виду, и по удобству использования), и к аське оказалась прикручена вереница платных сервисов, которые начинали только наклевываться в пятой версии (к примеру, появились VoIP-сервисы). Вместе с тем, в шестой версии неведомо куда задевались статусы, упоминавшиеся выше, дававшие пользователям немалый простор для фантазии; смысл этого шага неясен до сих пор, но факт остается фактом — шестая версия ICQ лишь усилила текучку пользователей на альтернативные клиенты. Параллельная реальность Уж чего-чего, а альтернативных клиентов у ICQ всегда было предостаточно, хотя до ICQ 2003b включительно они оставались уделом лишь немногих эскапистов. Первый серьезный раскол произошел после выхода ICQ 4, не оправдавшей возложенных на нее ожиданий — и последующие версии «аськи», щеголявшие то безумными смайлами, то косолапым интерфейсом, ситуацию только усугубили. Как результат, подскочила популярность альтернативных клиентов, и если на Западе известны десятки и десятки ICQ-совместимых клиентов (Ayttm, centericq, Licq, NanoICQ и прочие), то у нас на данный момент в ходу три типа альтернативных клиентов — Miranda, &RQ и QIP. Единым преимуществом всех альтернативных клиентов без исключения является то, что они начисто избавлены от назойливой рекламы; тем не менее, по своей структуре и философии все клиенты сильно разнятся. Взять хотя бы «Миранду» — это весьма тяжеловесный Open Source-клиент, позволяющий настроить в себе что угодно и основывающийся на традиционной для «опенсорса» модульной системе. Отсюда следуют 2 факта: во-первых, «Миранда» обладает просто потрясающей функциональностью (к примеру, к ней можно прикрутить не только ICQ, но и Skype, и Google Talk, речь о которых пойдет чуть ниже), но при этом отличается весьма буйным нравом и конфликтует с файерволлами, системными процессами. Другим берет вторая программа — &RQ: сие чудо российской мысли влезает на трехдюймовую дискету и вообще ведет себя как малютка — загружается быстро, ресурсов ест мало, а позволяет делать почти то же, что и старшие братья — к примеру, узнать, когда данный конкретный ICQ-пользователь в последний раз вылезал в Сеть и шифровать историю сообщений. Единственным, пожалуй, серьезным недостатком можно назвать то, что &RQ пока не умеет принимать и отправлять файлы — в остальном же программа весьма удобна и приятна. Хочу стать ICQ Успех ICQ не прошел незамеченным среди крупных IT-игроков, в результате чего было создано недюжинное число конкурентов ICQ, основанных каждый на своей сети; некоторые задумки оказались достаточно успешными, но основная масса IM-конкурентов даже в первом приближении не смогла соперничать с разработками Mirabilis. Среди успешных западных проектов можно назвать MSN и Yahoo! Messenger — по некоторым данным, популярность их местами перекрывает ICQ; действительно, тот же MSN по удобству использования намного опережает ту же ICQ 6, хотя и не может сравниться с тем же QIP или ICQ 2003b. В России же, по данным исследования МАСМИ, расклад получается следующий: на долю ICQ приходится 29,7%; за ним следует QIP с его долей 20%, а вот дальше начинается самое интересное — с долей 17,5% следует «Mail.ru Агент», собственная разработка, как нетрудно догадаться, почтового сервиса Mail.ru. Надо сказать, этот IM-клиент сумел завоевать популярность среди более молодой части аудитории, и главный изюм этой программы заключается в мелких возможностях, интересных именно для молодежи: к примеру, «М-Агент» позволяет бесплатно отправлять SMS на мобильные телефоны, обмениваться флеш-роликами (анимированные смайлики) и видеоклипами, а также уведомлять пользователя о новой почте; в остальном же функционал «М-Агента» практически идентичен «асечному». Но вернемся к исследованию МАСМИ. За «Mail.ru Агентом» следует уже разобранная нами Rambler ICQ с долей 5,7%, а вот за ней идет Skype, весьма многообещающая разработка, отхватившая, тем не менее, всего 2,8% рынка. Оговоримся сразу: как IM-клиент Skype практически ничем (ну, разве что за исключением симпатичных смайликов) не выделяется на фоне конкурентов; главная его «фишка» заключается во всесторонней поддержке VoIP — честности ради, стоит отметить, что проект создавался с прицелом именно на это. За «Скайпом» следует Google Talk — IM-программа, накрепко привязанная к почтовому сервису Google. Сказать, что это достойная альтернатива ICQ сложно — он пытается заигрывать и с IM, и с VoIP, но в итоге страдает от недостатка пользователей: тем, кому надо IM, уйдет в ICQ, а те, кому нужен VoIP — обратятся к Skype; возможно, нам еще предстоит услышать о новых шагах Google в этой области, но пока Google Talk в России, мягко говоря, непопулярен. Одинаковые с Google Talk позиции занимает и уже знакомый нам MSN Messenger, но коль скоро мы его уже обсудили, останавливаться на нем нет смысла. Почетные 0,5% от рынка занимает Live Messenger — новая IM-платформа от Microsoft, базирующаяся на сервисах Windows Live, но оно по своему функционалу сильно проигрывает основным игрокам, так что говорить о нем серьезно на российском рынке не приходится — ровно, как и о Yahoo! Messenger, отхватившему, согласно подсчетам МАСМИ, 0,3% доли российского рынка. Чтобы закончить с исследованием IM-клиентов, нужно упомянуть еще 2 опросных позиции: 3,1% мелких программ, стыдливо прячущихся под общим названием «Другие», а также 16,0% пользователей, заявивших, что они IM-клиентом не пользуются в принципе. Дальние IM-виды Так каковы же перспективы у рынка? Судя по всему, официальная ICQ будет и дальше развиваться в сторону платного контента, стремясь охватить максимально широкую аудиторию; как итог, избавления интерфейса от рюшечек и уродливых смайлов ожидать не стоит, равно как и появления какого-либо инструментария для глубокой настройки. Впрочем, эти прискорбные факты играют на руку производителям альтернативных ICQ-клиентов — таким образом, выбор у пользователей будет всегда, только если Mirabilis не решит отключить доступ всем «иноверцам». Но даже и в этом случае будут развиваться конкурирующие IM — тот же Skype или Live Messenger, и Mirabilis волей-неволей придется расстаться со своими позициями. А ведь началось-то все со смайлов Автор: Бородкин Алексей ([email protected])
Автору не мешалобы почитать википедию/матчасть/гугл/книги/etc, и узнать как правильно пишется - а пишется правильно - R&Q
В России то понятно, только кто на Западе популярен? Мне пишут обычно Китайцы и Русские. Кого любят звездно-полосатые пользователи?