Мир консоли. Linux. Часть I . Введение Что же такое современная консоль для пользователя linux? Да, правильней было бы сказать GNU/linux, т.к. linux - ядро, но оставим эту тему холивара для кого-нибудь ещё. Для новичка, получившего, скажем ubuntu "прямо из коробки" как есть – ничего... ведь это одна из самых дружелюбных систем сегодня, которая весьма неплохо пытается всё перевести на GUI(не будем все заслуги приписывать разработчикам дистрибутива, в конце концов - это заслуга производителей самого ПО, которое собрано в гигантские репозитории, на которых оные дистры и держатся). Более того, такой тип систем совсем не располагает к какому-то изучению внутренней структуры ОС. В качестве быстро-настраиваемой рабочей “лошадки” может подойти, но что мы всё чаще наблюдаем – так это некую “попсовость” linux. Как правило такие юзеры просто подгоняют linux под винду, не меняют привычек и отношения, и в общем целом работают с линухом точно так же, как до знакомства с ним. Что весьма печально. Нельзя разумеется не заметить, чем больший % пересядет на *nix – тем лучше, плюсы очевидны – больший спрос на ПО, большая заинтересованность и развитие данной платформы. Минусы, а куда без них, в захламлённости форумов никсовой тематики вопросами, ответы на которые даны любом мане и переход на гуи всех дистрибутивов. Сегодня большое разнообразие в дистрах, ещё присутствуют “необлагороженные” aka gentoo, но будет ли так всегда? Пользователь поопытней - уже не переставляет дистрибутив после краха Х-ов, прогресс на лицо -) Ну есть ещё доля т.н. "гуру" - действительно народ, обладающий познаниями в целой прорве инфы - до них многим, да и мне - пока далеко, их ничтожно мало - не надо путать авторитетов на форумах и м.б. приятных в общении людей с ними. Промежуточная часть между предпоследними категориями - и есть мы - т.е. обычные, начинающие пользователи linux. Так для чего же нам консоль? Ну, если стоит десктоп, то 1-2 окошка с терминалом всегда открыто потому что удобно - не так ли? - но не более. В один очередной раз подвисания гуи(ну как это обычно и бывает на 1-3с и более в зависимости от железа) мне это просто надоело. Не долго думая, я принялся искать альтернативу... Всё заразительно. Консоль, как и десктоп - не исключение, но что у кого перевесит - решать придётся, как обычно, самому ;-) Замечу лишь, что на первый взгляд, казалось бы, ну что такого в этой самой консоли, ведь в десктопе - то и красивей и работать быстрей(быстрей ли? - возможно, но для всё того же искушённого), я скажу что: представьте свою работу без задержек на чтобы то ни было, кроме вашей мысли, которая посылается через пальцы рук на клавиатуру. В иксах тоже так – скажете вы, да нет – время отклика существенно разнятся. Нет, конечно в консоли тоже есть ожидания, программы "думают" - но человек тем и отличается от машины, что он "многогранен" в широком смысле этого слова, непредсказуем и ему в каждую секунду необходимо решение множества задач, и консоль получает эти задачи с минимальным запаздыванием, грань между реализацией задач и тем, что вы хотите – стирается. Возможно подобные высказывания - преувеличение не спорю, но для огромного ряда задач - это так. В конце концов никто не запрещает использовать всё и сразу)) - для каких-то задач десктоп, для каких-то - консоль. Не стоит также забывать о том, что работа в терминале - лучше сказывается на здоровье наших глаз и в ряде случаев менее утомляема, нежели нагромождённое графическое оформление. [II]. Что же мы имеем? Или краткий обзор возможностей Немало ПО уже было разработано и продолжает разрабатываться многими девелоперами для работы в терминале. Масса проигрывателей практически всех, существующих на сегодняшний день аудио/видео форматов, возьмите тот же mplayer - ага, вы аналог то сможете найти?) Средства мгновенного обмена сообщений по всевозможным протоколам, поддержка современных средств шифрования к примеру - gpg, инет-качалки, богатые средства разработки, браузеры, сильно-навороченные редакторы и по проще, почтовые клиенты - в общем всё то, чем каждодневно пользуются практически большинство из нас. Правда в слегка другом варианте ;-) Конечно, существуют вещи которые консоли пока не под силу - да в ней не поработаешь с чем-то подобным под "окошки" типа 3ds max, photoshop-а - ну вы понимаете меня, но к счастью большинству из нас этого не требуется и потом, кто не может обойтись без подобного и да, не забываем про игрушки, - обычно ставит детище MS(в GUI linux пока тоже не всё есть) на отдельную машину или как минимум раздел. Благодаря таким вещам, как framebuffer (далее фб), fbsplash(фбсп) и fbcondecor(фбк) в консоли стали возможны буквально обои, как на десктопе(ну бывает хочется, чтоб было красиво), просмотр видео, обычных изображений и картинок, pdf - что не маловажно, правда хочу немного огорчить - с некоторыми ограничениями, и всё это в большом разрешении, как на десктопе, но обо всём по порядку. В итоге получается весьма неплохая "рабочая лошадка". [III]. Сборка ядра 1. Фб, фбсп, фбк. Сразу извиняюсь, что может быть непонятным - почему сразу установка и т.п., но в процессе я думаю вы всё поймёте, не забывайте проходить по ссылям и мельком прочитывать - знать о чём речь -) Если кому-то(совсем новичку) будет слишком мало инфы о простых вещах - не стесняйтесь гугла. Просто я решил не переносить сюда того, чего в инете полно. Неважно какой у вас дистр, неважно почему - ядро у всех одинаковое(если быть точным - конечно с некоторым различным набором патчей, но разве это проблема, они открыты и доступны, как и всё открытое ПО). Гг канешн - это лукавство, говоря что совсем неважно, на самом деле очень даже - в генте мной было замечено наименьшее кол-во граблей - поэтому ей пользуюсь, на ней и примеры, и её постоянно прокачивают в данном вопросе, если это так можно назвать - в отличии от остальных. Впрочем рекламировать ничего я не собираюсь, слака мне тож по душе, правда намудохался я там с фичами о которых расскажу будь здоров, а всё почему? - потому что эти вопросы там не раскачивают, неговоря об их поддержке в самом дистре ;-) Ну да ладно, не будем отвлекаться. В последних версиях ядер штатно имеется фб, фбк же, который для любителей обой на консольке ;-) обычно в ядрах нет, дефолтно им патчатся при сборке ядра генту, но ничего не мешает при отсутствии таковой поддержки в ядре - поставить патч отдельно. Для замута с бэкграундом на консольку, а также мб проигрыванием заставки при загрузке – ставим пакет splashutils . Зачем этот пакет? – Всё просто, он содержит, как понятно из названия, набор утилит для управления изображениями на фб во время загрузки. Фбк от него нужна лишь тулза fbcondecor_helper, ну и соответственно стартовые скрипты. Без этой тулзы фбк работать не будет, ставьте её сразу до установки вообще каких-либо патчей. Кстати проверить есть уже или нет фбк в ядре можно так - гляньте доки ядра, а конкретно в ../Documentation/fb - если найдёте fbcondecor.txt - значит всё ок, если нет - скачиваем отсюда последнюю версию в директорию с ядром и патчим дефолтно командой Code: patch -p1 < имя_патча.patch потом собираем конфиг. Итак важно разделить два понятия – фбсп – заставка при загрузке не требует никакого патча для ядра, ничего – только пакет splashutils и соответствующая запись в загрузчике. А вот декорации – т.е. например обои во время работы на консольке – требуют уже патча фбк. Надеюсь на вики вы поняли смысл фб... это некая абстракция нашей видеокарты, позволяющая получить к ней доступ нужному ПО. Это открывает гигантские возможности по управлению вывода чего-угодно на экран. В частности для нас, что важно, возможность высоких разрешений и прочих вкусностей. Итак: включите в ядре необходимые вам опции касательно вашего железа, для включения же фб необходимы следующие(не модульно!): Code: 1) Device Drivers -> Graphics support -> <*>Support for frame buffer devices Code: 2) Device Drivers -> Graphics support -> Console display driver support -> <*>Framebuffer Console support Для желающих включить возможность обоев в терминале(фбк): Code: Device Drivers -> Graphics support -> Console display driver support -> <*>Support for the Framebuffer Console Decorations Внимание: этой опции вообще не будет даже на выбор в конфиге, если включена будет эта: Code: Device Drivers -> Graphics support -> support for frame buffer devices -> <*>Enable Tile Blitting Support Ну есть ещё опция, которая обязательно должна быть задействована - CONFIG_HAS_IOMEM, можете её глянуть в файле конфига, но сейчас она дефолтно везде и всегда включена. 2. Реализация фб С этим разобрались, а как же всё это общается с видюхой - ну как всегда с помощью дров. Кому не нужна улучшенная поддержка nvidia или radeon или у кого будет ещё десктоп nvidia или radeon(а их драйверы не совместимы с их же консольными - ну от так от) – выбирают штатный драйвер vesa . ИМХО – практический универсальный и самый простой в настройке вариант, даже при наличии карточек указанных выше производителей – можно смело врубать и каких либо тормозов вы не заметите. НО... в чём подвох? Он в том, что веса не поддерживает частоту моника выше 60 Гц, т.е. норм вариант для ноутов LCD – там часто 60 и конечно для целой прорвы старья)) - т.к. драйвер очень старый - работает на чём хош. Для остальных же этот вариант естественно не катит. Для устранения этого недостатка был разработан vesa-tng, но и у него не всё гладко – он поддерживает лишь 32-битные системы. Из плюсов vesa-tng можно выделить - поддержку частот выше 60 Гц, смену разрешений во время работы, а не только при начальной загрузке, более интуитивно понятную настройку в загрузчике разрешения и обновления. Затем vesa-tng эволюционировал в uvesafb. Этот драйвер фб - наиболее удачный, он содержит все плюсы vesa-tng-шного и самое главное поддержка не только 32-х битных систем. В принципе uvesafb - лучший выбор независимо от карточки, но решать это только вам, минус один - грабли в самой установке, но всё решаемо с ним -) Не собирайте дрова в виде модулей - это медленней и может привести к неработоспособности(впрочем есть исключения – о них позже в пункте загрузчика). Итак я думаю вы решили с которого начать ;-) 1) Выбор обычного vesa Тут всё просто: Code: Device Drivers -> Graphics support -> Support for frame buffer devices -> <*>VESA VGA Graphics Support 2) Выбор uvesafb Теперь уже во всех новых ядрах драйвер штатно присутствует, если у вас по каким-то его нет - качаем патч uvesafb и собственно патчим) Для функционирования uvesafb нужно включить дополнительную фичу: Code: Device Drivers -> <*>Connector - unified userspace kernelspace linker И сам драйвер: Code: Device Drivers -> Graphics support -> Support for frame buffer devices -> <*>Userspace VESA VGA Graphics Support 3) Выбор nvidia или radeon Интуитивно понятно, что включаются опции Nvidia framebuffer или ATI radeon в разделе поддержки фб дров ядра - соответственно. Что хотелось бы заметить - советую вообще отключить любую весу, иногда из-за этого эти дрова работают криво или вовсе не пускаются. Nvidia крайне капризная - для неё было разработано оба драйвера фб - rivafb и nvidiafb. rivafb - для старых видюх, nvidiafb - для новых, улучшенная версия rivafb. Однако, к примеру, когда я ставил на ноут nvidiafb - тот при загрузке мне сообщил благоприятнейшее известие: "Unknown NV_ARCH", причём тихо так - как всегда в dmesg-е. Мол карточку мою он понять то не может, хоть и нвидиа - вот такая поддержка родных дров фб этого производителя. Впрочем сгладим этот минус тем, что карточка GeForce-M, так что мобильные пропустили - с настольниками дела получше надеюсь). fb от radeon ставил давно - на старой видюхе заводился, на новой - нет, даже не сообщал ничего, вообще ничего aka меня тут нет. Собираем и ставим ядро.
[IV]. Выбор и настройка загрузчика на использование фб, заставки и декораций(обой). Расскажу на примере grub . Почему? - потому что его не зря называют универсальным. Он не требует перезапуска после каждого редакта конфигов и т.п. и самое главное в нём стирается дефолтный выбор hda, sda и т.д. - всё проще - скажем (hd0,0) 1-й раздел на 1-м харде, там присутствует использование hda, sda, но при необходимости даже ещё до начала самой загрузки в этом загрузчике можно менять и вертеть как тебе нравится параметры и в каком угодно направлении... 2-я его версия как-то меня не прельстила, а вот 1-я - самое то. Почему нельзя исп-ть только hda,sda,etc? Потому что сталкивался со следующей неприятной особенностью новых ядер. Правка конфигов скажем в том же лило, который проверяет правильность написания своего конфа - при прошении заюзать sda, вежливо пошлёт - если хард у вас на hda – безусловно это обычные сим линки, НО... В новых ядрах и новые “приколы” aka стандартизация и hda-шки стали sda-шками, угу. После перезагрузки уже нужен sda, а в лило прописан для нового ядра всё тот же hda и приехали. Всё решаемо - но... в грабе проще ;-) Хотя он тоже не без изъянов. 1. Настройка стандартного vesa Задать разрешение экрана в привычном для нас виде нельзя, задаётся параметром vga . К примеру в опциях ядра указываем vga=791, что означает запуск фб с разрешением 1024x768. Помните - без указания этого параметра машина никак не поймёт что надо пускать фб. Можно посмотреть таблицу режимов - благо в инете уже давно всё расписано, повыбирать и т.д., но я считаю более удобным использовать параметр ask, тогда после перезагрузки будет выведен краткий перечень возможных разрешений моника с возможностью полного скана для нахождения ещё каких-либо разрешений. Впрочем, этот способ иногда не проходит, но это случается довольно редко. Далее второй немаловажный параметр, забыв который многие потом не понимают почему фильмы тормозят и т.п. – video. Пример video=vesafb,mtrr:3,ywrap – по порядку, vesafb – наш драйвер фб, mtrr – его опция, которую, если не указать будут тормоза – вот где собака зарыта, ага, ywrap – делает закольцовывание памяти. Подробнее читайте в доках ядра ../Documentation/fb/vesafb.txt. Пример конфига grub(разрешение 1920 на 1200): Code: default 0 timeout 30 splashimage=(hd0,0)/boot/grub/gun_splash.xpm.gz title XPeHb rootnoverify (hd0,2) chainloader +1 makeactive title Gentoo Linux root (hd0,0) kernel /boot/bzImage5 root=/dev/sda1 video=vesafb,mtrr:3,ywrap vga=0x37D splashimage – это просто картинка для граба. 2. Настройка uvesafb У этого настройка посложнее, по сравнению с ним, в обычной весе вообще делать нечего. Первое, что необходимо понять – этот драйвер работает лишь при наличии установленной тулзы v86d (необходимой для исполнения x86 кода BIOS). Во 1-х чтоб её скомпилить нам будет необходима одна из либ СИ – либо klibc , либо glibc . Klibc – для статичной сборки, далее образ с прогой просто передаётся как параметр ядру при его сборке в конфигах и загружается потом вместе с ядром – что пускает увесуфб практически сразу при загрузке. Glibc – для динамической сборки такого не позволяет, его лучше делать когда с klibc как-то не задалось, и только тогда, включить драйвер uvesafb в ядре можно и нужно! как модуль. Лучше исп-ть klibc – прописал раз в ядре при сборке и забыл, к тому же она около полумб против 20 мб глибц-шной. Хотя кому как, комут удобней прописать в виде загрузки модуля один раз, чем каждый раз при сборке в ядре. Важно помнить, что после мейка ядра с увесойфб необходимо заново перекомпилировать ту из библиотек, которую вы выбрали для себя, даже, если они уже установлены – для чего это необходимо? – для того, чтоб эти либы заново прошлись по дереву ядра и просекли увесуфб. Поэтому, если у вас бинарный пакет собирался без неё – придётся вручную. Итак по порядку. 1) Собрали ядро с параметрами, о которых говорилось выше в разделе сборки ядра. 2) Определились с нужной либой и собрали или пересобрали klibc или glibc. 3) Компилим то, из-за чего весь сыр бор - v86d. Внимание: при ручной сборке с klibc скрипту configure даём параметр --with-klibc, с glibc просто –-default. 4) Если выбрали klibc, снова собираем ядро – ставим прошлый конфиг, НО добавляем уже в него запись об статично собранном образе v86d initramfs. Итак это следующие опции: Code: General Setup -> <*>Initial RAM filesystem and RAM disk (initramfs/initrd) support Под этой опцией там же в ядре будет строка в которой указывается образ – в нём даём путь к образу с v86d Code: /usr/share/v86d/initramfs собственно путь к образу, который у нас собрался с помощью klibc. После этого собираем и ставим ядро. Всё – тут всё закончено, осталось только сообщить о священнодействии машине, т.е. загрузчику. Задаётся всё тем же параметром video. Т.е. будет что-то вроде такого video=uvesafb:1920x1200-32,mtrr:3,ywrap. Параметры расшифровываются как и в станд. весе. Для справки читайте доки ядра всё там же) ../Documentation/uvesafb.txt Полезно залезть туда – там много интересного. Не забудьте убрать, если где-то ещё стоит, параметр vga – он может сбить с толку загрузчик, а точнее, разумеется, само ядро при передаче параметра, из-за чего оно будет пытаться загрузить обычную весу. 32 – битность. Пример конфига grub для uvesafb с использованием либы klibc для сборки v86d: Code: default 0 timeout 30 splashimage=(hd0,0)/boot/grub/gun_splash.xpm.gz title XPeHb rootnoverify (hd0,2) chainloader +1 makeactive title Gentoo Linux root (hd0,0) kernel /boot/bzImage5 root=/dev/sda1 video=uvesafb:1920x1200-32,mtrr:3,ywrap Те же, кому выпала судьба собрать с помощью glibc – можете грузить обычную весу – зачем? – ну там заставку, о которой далее, на ней прокатить) т.к. с обычной весой проблемы практически исключены, а в процессе загрузки подгружать модуль uvesafb. Нет можно бесспорно заставку и после модуля, но кого устроит время анимации 2 из 10 с)) В загрузочный скрипт пишем Code: modprobe uvesafb mode_option=1920x1200-32 mtrr=3 scroll=ywrap v86d=/sbin/v86d Думаю комментарии излишне. 5) Перезагруз, наслаждение, а я ещё не сказал? – uvesafb автоматически постарается выбрать наиболее высокую частоту обновления моника ;-) Проверить чего она там выбрала, выбрать самому, а также менять разрешение, настройки обновлений экрана во время работы и т.п. поможет утилита fbset . 3. Настройка rivafb, nvidiafb, radeonfb, atyfb, etc... У этих обычно параметр задаётся так video=nvidifb:1920x1200-32@75, где 75 – обновление. Вообще в них необходимости я особой не вижу при существовании вышеперечисленного и их недостатках, конфиги у них меняются каждодневно)) + они обычно не совместимы со своими братьями для X-ов. Это вообще прикол. [V]. Для любителей красоты 1. Настройка У вас уже стоит пакет splashutils , собранное ядро, предварительно пропатченное fbcondecor-ом, а также настроены дрова фб: веса c у или без, и т.п. Тогда скрипт запускаюищй фбк и работающий с заставкой лежит(штатно в gentoo) тут: Code: /sbin/splash-functions.sh Поставьте темы для splash, если ещё не сделали этого - их возьмёте там же, где и сам пакет. Темы должны в итоге лежать в Code: /etc/splash/имя_темы В gentoo у вас должен быть также файл конфигов фбк: Code: /etc/conf.d/fbcondecor - насколько я понял, скрипты сплеша в первую очередь проверяют там, если что - гляньте в самих скриптах что как(splash-functions.sh, для gentoo: это ещё init и conf скрипты fbcondecor и splash). При компиляции для других дистров(отличных gentoo) splashutils автоматически подменит путь к конфигам - в любом случае его там можно менять при желании + довольно сильно помогает выдрать скрипты из пакетика gentoo-splashutils. Файл конфига фбк должен иметь следующий вид: Code: FBCONDECOR_TTYS="1 2 3 4 5 6 7 8 9" FBCONDECOR_TTY_MAP="1:ThemeGirl 2:Theme404 3:emerge-world 4:emerge-world 5:emerge-world 6:emerge-world 7:emerge-world 8:emerge-world 9:emerge-world" Тут всё я думаю и так понятно. Пример конфига grub, который запускает тему FarCry в виде заставки, по завершении которой стартует фбк – обои только на тех консолях, которые мы прописали в конфиге фбк: Code: default 0 timeout 30 splashimage=(hd0,0)/boot/grub/gun_splash.xpm.gz title XPeHb rootnoverify (hd0,2) chainloader +1 makeactive title Gentoo Linux root (hd0,0) kernel /boot/bzImage5 root=/dev/sda1 video=uvesafb:1920x1200-32,mtrr:3,ywrap splash=silent,fadein,theme:FarCry console=tty1 splash - параметр, который отвечает за тему заставки. console - консоль по умолчанию на которой всё это дело подрубается. 2. Лёгкий тюнинг А что если нам захотелось создать собственную темку, можно просто заменить в нужной теме обои на желаемые, но на этом дело не кончится, если меняем при одном и том же разрешение – то всё может не идеально, но срастается. Для разрешений же таких, которых нет в данной теме, а возможно вообще нет ни в одной из скачанных тем – надо создавать собственный файл конфигов. Имя этого файла в директории темы состоит из разрешения и расширения файла. При прописывании в конфигах декора и в загрузчике имени темы – ищется совпадение по имени диры с именем соответствующей темы. Пример моего конфа 1920x1200.cfg(/etc/splash/FarCry/1920x1200.cfg): Code: bgcolor=0 pic=images/vbg-1920x1200.png silentpic=images/sbg-1920x1200.png tx=31 ty=40 tw=1860 th=1080 text_x=468 text_y=703 text_size=15 text_color=0x408040 text_font=Vera.ttf anim loop images/pbanim.mng 427 625 icon images/pbo.png 427 625 crop icon images/pbf.png 412 610 text silent Vera.ttf b 15 960 middle 631 top #80C080F0 eval "$progress%" box noover 31 31 1900 1200 #31323498 Заставка при загрузке грузится в двух режимах, один из который silent, второй verbose(указывается в загрузчике – см. выше). Silent – графическая заставка с возможными индикаторами загрузки и т.п., verbose – консоль просто на фоне рисунка, которая при фбк потом всё время остаётся на постоянное использование. Как ясно из названия pic – для verbose и для фбк, silent - соответственно для режима silent. Играться с полосами загрузки мы не будем, благо можно взять готовую тему – и взять оттуда конф, а вот выделение конкретного рабочего пространства на экране поверх уже обой – это надо. tx,ty,tw,th – и есть координаты нашего раб. пространства, т.е. пространства в котором и будут отображаться сообщения, работа софта и т.п. – т.е. этим пространством будет ограничен и курсор. Эти координаты настраиваются экспериментально и довольно быстро, благо перезапускаем скрипт splash-а и вуаля, происходит отрисовка на всех консолях заново)) #31323498 – насколько я помню это число закрашивает нужным цветом нашу раб. область – выбор огромен, прозрачность и т.п. включены) Остальные параметры можно посмотреть в доках, но для комфортной работы мне хватило настройки этих. [VI]. Что дальше? Ну вот оно – получилось: 1 - рут консоль, т.к. места много - для неё выделил рабочую область в виде полупрозрачного прямоугольника. 2 - мизерный mp3 плеер mpg123 в действии)) 3 - antichat ;-) 4 - ну и напоследок - а где мы будем кодить? - тута -) В gentoo получится всё собрать с вероятностью 95%. Также в этот раз не было рассмотрено самое вкусное, а именно то, для чего всё это делалось – всё то ПО, на что это было направлено, об этом я постараюсь рассказать в след раз. Ниже приведены ссылки, которые детально описывают сборку на генте, также ссылки на доки, которые также могут помочь разобраться и что-то прояснить для себя новое. Само ядро - качаем последнее и изучаем диру ../Documentation/fb -) Интересная статья-ман по сборке этого дела на gentoo Сайт разработчика fbsplash, fbcondecor, uvesafb, etc первичная публикация r3al.ru (c) - PNJL -
elinks -) links как-то не особо, пускаю редко в основном из-за графического режима. Спасибо кэп. В статье где-либо указывается, что я разработчик фб и первооткрыватель этого? Я на это не претендую, целью статьи был обзор фб и его реализации.
Предлогаю тогда написать статью "1001 способ использования хендбука генту" Хочешь ставить генту прямой путь на gentoo.ru )) просто не факт что всё нормально соберется + разные опциии в ядре нужно будет включать для нвидиа и ати кстати ещё полезно было бы написать как vga параметр определять Code: emerge lrmi vbetest vga == echo $[X+512] на ну эт чисто моё мнение как гентушника со стажем )))хз может новичкам и полезно будет ))
Если кто-либо раньше создал бы такую темку здесь - мне бы это неплохо помогло. Серьёзно? То-то большинство тем с грамотными вопросами по поводу функционирования консоли линуха там остаются без ответа, либо появляются ответы, индексированные гуглом много веков назад. В то же время темам типа "а как скомпилировать это, как поставить то", на что действительно исписаны целые ряды книг и полно русской документации присуще весьма бурное обсуждение. Должно быть там был компетентный народ, но сейчас я его там не наблюдаю. Было проверено на порядка 40 машинах(соответственно разных видюхах и совершенно разного железа). Описанные в основном дрова vesafb, vesa-tng для 32 бит, и uvesafb - это не драйверы от nvidia или ati, которые "плохо собираются"(собственно не так страшен чёрт, благо 1,2 строчки в конфигах ядра), другое дело сами драйвера не шибко стабильные, а способы их настройки зачастую оставляют желать лучшего. касательно именно русского "хендбука с gentoo.ru", инфа в нём старая и только по обычной весе, ни тнг-шной, ни дальнейшей усовершенствованной товарищем Янужевски увесы, ни фбк, ни фбсп - ничего этого там нет. Это так - к сведению. Ну нам таким убогим до тебя ещё далеко - дай донести убогому убогое для убогих. Так бы сразу ;-) Предлагаю продолжить общение в пм, если есть чего интересное на эту тему - выкладывай.
Спасибо - PNJL - Статья помогла настрить framebuffer, но всё же пришлось гуглить. Доп. ссылки: Code: http://www.gentoo.ru/content/pomogite-s-nastroykoy-framebuffer http://zenux.ru/articles/5/