“Ужасная месть” сисадмина Ниже невыдуманные истории о том, как увольняются недовольные системные администраторы, и что из этого порой получается... Написать эту большую и очень жизненную статью меня побудила история, которой я невольно стал свидетелем. По ряду причин мне понадобилось посетить сайт одного из крупнейших российских издательств. В тот день этот сайт не работал, что было достаточно удивительным, потому как в его отношении я такое видел впервые. Не заработал он и на следующий день, и через неделю тоже... Чуть позже по своим каналам я выяснил, что в результате слияния двух крупнейших издательств России произошла удивительная вещь — «админа» поглощаемой организации вынуждено сократили, и он, уходя, что называется «крепко хлопнул за собой дверью» — все сетевые ресурсы издательства (и кое-что ещё) было им безвозвратно уничтожено. Нужно отдать должное руководству: по прошествии пару недель интересующий меня сайт всё-таки ожил, но администрация на главной же его странице сразу извинилась перед своими посетителями, — она восстановила содержимое из резервной копии сделанной... 6 лет тому назад, аккурат в момент запуска самой первой, исходной версии данного веб-ресурса. Намеренно не привожу никаких деталей, дабы не выносить «сор из чужой избы», но давайте задумаемся все вместе: насколько эта ситуация исключительна, да и необычна ли она вообще? Личный опыт Эта история напомнила мне мой собственный опыт: когда-то я работал программистом в крупной государственной структуре федерального уровня, выполнявшей критически-важную государственную функцию, но при этом я постоянно слышал от нашего чрезвычайно импульсивного админа, что он уничтожит всё, если только «его рискнут уволить». Нужно честно признать, что у него были основания для подобных опасений — недовольство руководства его работой было обыденным явлением. За годы работы он выстроил хорошо продуманный и замкнутый на себе контроль над огромной ведомственной локальной сетью из тысячи компьютеров; долгое выстраивание специфически-бесправных отношений между множеством подчиненных ему региональных администраторов, превращало этого сисадмина в ключевую фигуру всей организации, без которой объективно невозможно было решить практически ни одного серьёзного вопроса, что охлаждало пыл со стороны руководства. Как минимум, я благодарен за его откровенность — этот опыт научил меня делать регулярные бэкапы всего и вся имеющего отношения к моей работе. Ещё на заре своей карьеры мне показалась странной такая неспецифическая для системного администратора роль «чёрного кардинала» во многих организациях, которые я увидел впоследствии. Забегая немножко вперед, хотелось бы сразу заметить, что подобная нездоровая попытка доминировать со стороны админов — это не какая-то отечественная специфика. Начав работать в Америке я убедился, что абсолютно ничего не изменилось и на новом месте: многие тамошние админы всё также «быкуют» по любому поводу, несмотря на всю строгость местных законов. В тылу врага: подслушанные разговоры Специализированные технические интернет-форумы — отличная площадка для откровений от амбициозных и обиженных на своё руководство сисадминов. Это отличная отправная точка для начала погружения в эту проблему, где прямо и вслух говорится посторонним многое то, что навсегда остаётся скрыто для собственного руководства компании. Для примера приведу лишь несколько типичных реплик-отрывков для иллюстрации в общем-то однотипных дискуссий подобной публики. Очень активный на форуме админ reLax рассказывает свою историю увольнения: «Когда меня наконец-то уволили за раздолбайство и прогулы, я со своего КПК подключился к офисному маршрутизатору и хитро подправил его таблицу маршрутизации. Офис неделю висел без связи, все были в панике, кого-то поочередно вызывали из разных компьютерных сервисов города, но их специалисты эту „проблему“ ни то, что не решили, а даже и не нашли. Короче, потом меня опять приняли на эту же работу... Конечно, уже с несколько большим окладом. Так что все эти ваши вирусы, коллеги, это всё детский сад и прошлый век — мы должны учится и совершенствоваться в классовой борьбе, а не топтаться в этом вопросе на одном месте.» Пользователь reLax оказался плодовитым на выдумку администратором, со знанием дела он заботливо учит своих молодых коллег по форуму, как нужно вести дела со своим работодателем: «Всегда есть варианты устроить саботаж так, что никто и не подкопается. Например, сделать общедоступным прокси из этой компании и его IP-адрес, зарегистрировав его в соответствующих халявных каталогах и сайтах. Через некоторое время от провайдера такой счет фирме придет за трафик, что „мама не горюй“ будет». В перерывах между откровениями кто-то сокрушается, что админы — народ очень изобретательный, никакой уголовной статьи на них не напасешься, и на фоне этих обреченных вздохов очередной форумчанин под характерным ником GrayWolf описывает свой вариант «как он победоносно уходил с работы»: «Я сделал всё очень просто, я как бы нечаянно проводок один задел и вдруг отключился кулер над винчестером на нашем сервере. Естественно, через пару дней уже после моего ухода „винт“ накрылся от перегрева. За день до увольнения прозорливое руководство заставило меня сделать бэкапы всего, как одно из условий расчета со мной — и я предусмотрительно сложил всё именно на этот винчестер. Это был центральный сервер моей бывшей конторы... Они меня оштрафовали при увольнении за „недостачу“ комплектующих и обучающей литературы — ну что ж, пришлось и мне оштрафовать их, теперь мы квиты. Сейчас я работаю на новом месте, здесь мне также не всё нравится. После очередного скандала со здешним руководством я вдруг ясно осознал свой азарт, а также увидел себя как терминатора, который снова выходит на свою охоту...». Не нужно делать каких-то обобщений на этих примерах, у админов разная ментальность и взгляды на жизнь — всё как у настоящих и живых людей. Иногда они даже спорят друг с другом в применимости подобных методов, даем слово следующему участнику форума под ником lisss: «Я вот не могу понять, зачем так пачкаться, зачем так опускаться? Если вдруг меня резко и неожиданно „уйдут“, я просто никому не сообщу пароли — а с паролями у меня всё в порядке, стоят на каждом компоненте и программе. Поскольку админские права есть только у меня — результат будет неплохим и все будет сравнительно по-честному. Правда, этот вариант не сработает, если есть целая команда админов, но, в таком случае, и вред товарищам по цеху наносить как-то низко...». На это пользователь FRush флегматично возражает: «Лениво всё это, нужные провода отключать — лазить для этого в системник надо, ещё пыли там наглотаешься, а пароли не выдавать — ругаться придётся опять, нервы себе портить... а я просто уходя, молча ткнул шилом насквозь в нужных местах на определенных патч-кордах. Ещё помню, босс меня как-то чихвостил с умным видом на планерке — что такое эти твои сетевые коллизии? Вот теперь ему и случай подвернулся разобраться самому, что такое эти коллизии есть: это когда сеть сначала тормозит на ровном месте, потом опять работает как надо, да и вообще отваливается по нескольку раз в день, и при этом все показатели и настройки с „девайсов“ в полной норме. По словам моих бывших коллег, меня до сих пор там тепло вспоминают, что, дескать, при тебе всё работало как часы, а вот теперь...» Напоследок пример следующего участника дискуссии под ником Primer показывает, что ещё более худший вариант, когда такие недовольные администраторы вопреки мнению современной психологии «молча накапливают своё недовольство внутри себя», при этом, не увольняясь и никак не высказывая своих претензий в открытой полемике опасаясь своего «жесткого руководителя»: «Никогда не нужно идти на прямую конфронтацию с законом и руководством, потому как свершить своё быстрое местечковое правосудие и уничтожить в отместку ценную информацию на жестком диске можно многими и недоказуемыми в принципе способами, например, замаскировав прямую диверсию под сугубо технические проблемы. Достаточно подать больше чем нужно напряжения на винчестер... Ведь внезапные скачки напряжения до сих пор далеко не редкость во многих регионах нашей великой и большой страны. А я вот перед этим праздником души предусмотрительно написал докладную записку генеральному — дескать, нужно купить дорогущий блок бесперебойного питания, а то работоспособность в таких условиях не гарантирую... И подать эту бумаженцую с регистрацией, да под роспись — будьте любезны. Ну, так это сразу было ясно, что „денег нет и не предвидится“, не для того оно и писалось, это же настоящий карт-бланш для моей миссии! Ох и ах, противник понес уже первые потери в этой невидимой войне, теперь весь офис скорбит над почившим в бозе „винте“ со всей отчетностью и клиентами... Но мне так даже и лучше: и деньги сразу нашлись на крутейший UPS, и босс новый ещё лучший винчестер прикупил, теперь будет куда новые фильмы качать, да и на душе полегчало...» Цифры и статистика Самое время сделать небольшой перекур после всех этих горестных откровений системных администраторов и задуматься — быть может люди на этом форуме какие-то особенные, зловещие и эгоистичные техногики, цитирование которых мною несколько сгущает краски, бросая тень на эту прекрасную профессию? Давайте обратимся за помощью к специализированной статистике. Американская компания Cyber-Арк в 2011 году провела массовый закрытый опрос сисадминов по всей Америке (опрошено более 2000 человек почти со всех Штатов), результаты которого возможно удивят руководство IT-служб. Подавляющее большинство опрошенных (а именно — 88%) уверенно заявили, что в случае своего увольнения они унесут с собой все конфиденциальные данные, до которых только смогут дотянуться, и лишь 12% уверили, что делать этого не будут. Более того, примерно 43% из них утверждали, что если босс будет несправедлив к ним — они оставляют за собой право на сведение счетов со своим работодателем. Получается, что каждый изгнанный из фирмы сетевой администратор — это ощутимая угроза, особенно для «чистого» IT-бизнеса, где главный конечный товар — это как раз инфо-продукт, интернет-сервис или некая программная разработка, которую-то как раз можно скрытно унести на флешке («на фирме-то не убудет»), продать её конкуренту или вовсе уничтожить как класс, удалив все исходники на бывшей работе. Но это цифры по той самой, до сих пор «медленно загнивающей» Америке, а может наши отечественные и православные администраторы более привержены служению светлым гуманистическим идеалам человечества? Есть практически аналогичное исследование со стороны российского кадрового агентства Superjob, позвольте привести и его цифры для объективности. Итак, в этом опросе было установлено, что 70% администраторов считают продажу коммерческой информации конкурентам неэтичной и недопустимой. Лишь 8% сказали, что такие действия «в принципе допустимы», а вот 11% готовы сделать это в случае увольнения или за очень хорошие деньги. Итого в сумме — неблагонадежен достаточно высокий процент: около 20% работающих системных администраторов. В связи с этим хочу сделать два замечания на полях. Во-первых, данный опрос не был полностью анонимным, как это было в «американском варианте» выше, поэтому для таких условий считаю этот процент чрезвычайно высоким. Во-вторых, в российском опросе речь шла лишь о воровстве интеллектуальной собственности, но не было вопроса о «мести при увольнении»; будем считать этот высокий процент общим показателем нелояльности к своему работодателю. И если уже взялись за цифры, хочется более точно отследить специфику этой деликатной проблемы, для чего я воспользуюсь стат-данными от Американского центра реагирования на компьютерные инциденты (US-CERT). В отличие от синтетических опросов упомянутых выше, сейчас мы приведем цифры полученные уже на базе реальных кибер-преступлений. И первое, что важно подчеркнуть: среди всех «отличившихся» на ниве корпоративного саботажа лидируют именно системные администраторы (см. рис.ниже). Именно «админам» принадлежит 38% от всех инцидентов на территории Америки (а если дополнительно учесть тенденцию, то окажется, что их процент становится всё большим и большим с каждый следующим годом). Второй ключевой момент — это мотивы. Что же заставляет администраторов перешагнуть опасную черту, ясно обозначенную законом, да и моральными человеческими понятиями тоже? На рис. выше мы видим, что основная причина — это увольнение: 47% всех случаев были спровоцированы именно этим фактором. Я не буду загромождать эту обзорную статью многочисленными таблицами с данными, ибо главное мы уже сказали. Давайте лучше попробуем обобщить все эти реальные цифры, чтобы описать среднестатистический портрет подобного «саботажника». Это, во-первых, однозначно мужчина. Во-вторых, это работник IT-отдела, скорее всего системный администратор. Триггером послужило его увольнение, а сам инцидент случится, скорее всего, примерно через 3-6 месяцев после его ухода. Вероятность того, что в итоге саботажник будет обнаружен, составляет 30/70 в пользу преступника, то есть его, скорее всего не найдут. Подводя итоговую черту над вышеприведенными грустными цифрами, хочу заметить, что традиционно организации в лучшем случае выстраивают хорошо эшелонированную оборону от внешнего сетевого вторжения. Но в том-то и особая опасность нашей сегодняшней темы разговора, что она исходит от инсайдеров, то есть людей, которые с одной стороны собственноручно её создают и контролируют, а с другой — будучи облечены безусловным доверием, они по какой-то причине эмоционально выведены из равновесия и здравомыслия. Развивая эту тему, давайте посмотрим дальше уже на реальных примерах, что происходит в те моменты, когда разгневанный админ в сердцах восклицает: «Я взбешен и больше этого не потерплю!».
объедините Наша справка: корпоративный саботаж Это явление зафиксировано в западных терминологических словарях как «устойчивое выражение» начиная с 2004 года. В настоящий момент корпоративный саботаж определяется, как «вредительские по отношению к компании действия, лежащие в плоскости материального или репутационно-морального ущерба, и совершенные инсайдерами в силу уязвленного самолюбия, желания отомстить, ярости и любых других эмоциональных причин». Дополнительно поясним, что под термином «инсайдер» здесь понимаются «бывшие и нынешние сотрудники предприятия, а также служащие-контрактники имевшие (или имеющие) прямой доступ к информационным системам предприятия в силу своих должностных обязанностей (или благодаря потенциальным возможностям которые эти обязанности дают)». Очень важно сразу внести ясность: «саботажник» не руководствуется желанием заработать и не преследует прямую финансовую выгоду — его действия мотивируются чаще всего спонтанной местью и другими эмоционально-личностными причинами. Этим, собственно, саботаж и отличается от других инсайдерских угроз. Корпоративный саботаж стал уже обыденным явлением повседневной жизни, в частности только в США за 2009-2011 годы было осуждено по данной статье более 500 человек, не считая тех, чья вина так и не была доказана. Специально подчеркиваем, что число последних — существенно больше; «сложно доказуемость» — это важная особенность именно этого типа преступлений, так как чаще всего предприятие имеет дело с высококвалифицированным специалистом, который к тому же «играет на своём поле», то есть прекрасно осведомлен о специфике систем безопасности в данном конкретном случае. Вдумайтесь на секунду: по данным InfoWatch девять из десяти диверсий на предприятиях совершаются людьми, так или иначе связанными с информационными технологиями. Корпоративный саботаж традиционно выделяется в отдельную группу инсайдерских атак по причине его особенной опасности и разрушительности. Например, в 2009 году у телекомпании WER1 были уничтожены все исходники популярного мультсериала «Zodiac Island», а именно 500 Гб данных и 6 480 файлов. Данный сериал транслировался на более 100 американских телеканалах, а права на его показ были куплены в 46 странах. Причиной инцидента послужило увольнение системного администратора из WER1, что фактически убило данный коммерчески-успешный проект. Похожий по разрушительности эпизод произошел и с лидером рынка моды Gucci, вся переписка, данные и финансовая отчетность которого были уничтожены вандалом-администратором. Столь брутальные последствия характерны именно для саботажа совершаемого «на эмоциях», и чаще всего отсутствуют при расчетливом коммерческом шпионаже и прочих инсайдерских атаках с целью получения наживы. Сисадмин выходит на тропу войны Unix-администратор Чарьз Денисон, работая в крупной американской электрокомпании, сильно повздорил со своим руководством, после чего получил уведомление об увольнении. Будучи смышленым малым, и не теряя своего и чужого времени даром, Чарльз сразу приступил к приведению своего ответного приговора в исполнение. Но к его изумлению он обнаружил, что весьма предусмотрительный босс уже лишил его прав в Unix-системе предприятия. Этот неожиданный поворот привел к ещё большей ярости: если админа лишают sudo , ему, безусловно, остаётся только проследовать в соседний магазин за битой. Вернувшись в центр обработки информации компании, он принялся крушить компьютерное и сетевое оборудование. К счастью, разъяренный админ даже с битой в руках не столь опасен, как если бы он сохранял полный доступ к управлению системой — по заявлению руководства, последнее могло бы привести к аварийному отключению электроснабжения по всей западной части США. Примерно аналогичная по масштабу последствий история могла приключиться и в Fannie Mae — крупнейшем мировом ипотечном агентстве с оборотом более 60 млрд. долларов. Разгневанный своим увольнением рядовой администратор оставил в системе скрипт-закладку, который должен был «проснуться» спустя месяц после его ухода и автоматически уничтожить все хранимые финансовые данные (а также их многочисленные резервные копии). Шелл-скрипт сначала отключал довольно сложную систему мониторинга всех серверов компании, территориально разбросанных по всему миру и общее число которых превышает 5000. Вторая фаза его работы — побайтовое затирание-перезапись всех хранимых данных символом «0 ». Всё что спасло американскую ипотеку от полного коллапса и глобального уничтожения всех долгов, это лишняя запятая случайно поставленная в .sh-скрипте, которая привела к запуску процедуры удаления данных без соответствующего отключения службы мониторинга. К счастью для руководства этого финансового гиганта, у админов в таких случаях не всегда есть возможность тщательно протестировать скрипт перед началом своей вендетты. 35-летний уволенный администратор Абухаи Маквена был арестован на следующий же день, и как выяснилось позже, он подсмотрел пароль у высокопоставленного администратора компании ещё в самом начале своей карьеры в Fannie Mae. Очень похожие инциденты с разной степенью последствий происходили и в других крупных компаниях, перечислять которые здесь нет смысла. Важно на данных примерах лишь подчеркнуть, что с подобным разгневанным инсайдером очень тяжело иметь дело даже самым подготовленным IT-службам мира. Чем больше у вас сеть и штат администраторов их обслуживающий, чем сильнее завязано предприятие на информационные технологии — тем тяжелее усмотреть за всеми, и тем опаснее последствия любого подобного саботажа. Другой известный в США случай произошел с 48-летним системным администратором крупной клиники на Аляске, которого после его неудачных высказываний в адрес руководства поставили перед фактом увольнения. На следующий же день он снова явился на работу, но уже не с пустыми руками. Используя личное автоматическое оружие, он убил сначала начальника IT-службы, после чего и руководителя департамента госпиталя, в котором работал. Все коллеги характеризовали последнего как «очень доброго и мудрого человека», всегда принимавшего очень взвешенные решения. После этого сам сисадмин отказался сдаваться, открыв огонь по приехавшей полиции, чем добровольно подписал себе смертный приговор. Множество аналогичных случаев зафиксировано по всей Америке, в том числе в Маунтин-Вью — самом сердце Силиконовой долины. В качестве примера из последнего места хочется привести инцидент с сисадмином Цзин Хуа У, который застрелил троих топ-менеджеров из своей компании-работодателя SiPort, находящейся через дорогу напротив центрального кампуса Google. Для данного дайджеста я выбрал именно этот случай по той причине, что часто в разговорах кадровых специалистов высказывается категоричное мнение, что, дескать, западная система рекомендаций с прошлых мест работы как раз эффективно и выявляет подобный контингент работников. Я же убежден, что попытки безболезненно учиться на чужих ошибках далеко не всегда эффективны, как минимум рекомендательную систему трудоустройства важно не переоценивать. Возвращаясь к данному конкретному случаю, этот специалист проработал сисадмином в общей сложности 25 лет, в частности, в таких крупных организациях как Adobe, Intel и Bell Labs. Он имел отличные рекомендательные письма, а на прежних местах работы его характеризовали как «очень спокойного, умного и скромного семейного человека». Следует привести и отечественные примеры, коих также, поверьте, хватает с избытком. Наиболее интересен случай с луганским сисадмином Анатолием, который будучи хорошим техническим специалистом, всё-таки позволял себе постоянно спорить с руководством банка, где он работал. После многочисленных предупреждений, он всё-таки был уволен. Анатолию было дано два дня на сдачу дел и на то, чтобы он навсегда покинул пределы этого банка. И эти два дня он использовал по полной программе... Как результат, на следующее утро в кабинете управляющего раздался взрыв, всех сотрудников и посетителей банка пришлось срочно эвакуировать. Сам управляющий просто чудом не пострадал, так как в момент срабатывания «адского системника» вышел за документами. Вина Анатолия в минировании компьютера своего шефа была полностью доказана, он получил 3 года в колонии общего режима. Вместо заключения Да, часто в шутку «админа» передразнивают как «одмин» — от англ. «odd mean», что можно примерно перевести как «необыкновенно подлый». Но при этом не стоит и забывать, что в этом выражении обыгрывается стандартное английское словосочетание «odd man», что значит «член организации, чей голос является решающим в решении вопроса». Нельзя не согласиться с распространенной точкой зрения, что в нашем постиндустриальном обществе, стремительно входящем в информационную эпоху, сетевая инфраструктура предприятия начинает играть решающую роль в его управлении или производстве. В этом контексте руководитель организации, будучи часто далек от технических деталей функционирования подобной сложной информационной подсистемы, часто невольно отводит своему сисадмину большую роль, чем самому себе. Нечего и удивляться впоследствии, когда подчиненный этой самой властью вдруг воспользовался в своих личных целях. Доверие и лояльность — это одно, а безопасность компании — совсем другое. Как считает Алексей Сухоруков, специалист по рекрутингу работников в сфере IT с многолетним стажем, «первоисточник подобных проблем заключается в том, что во взаимодействии между техническим персоналом и их работодателем до сих пор нет должным образом четко регламентированных отношений». Поэтому увольнение подобного объективно привилегированного специалиста часто похоже на развод ненавидящих друг друга супругов; в любом случае при наличии заранее составленного и спокойно продуманного аналога «брачного контракта» все проходит, как правило, с наименьшими потерями для обеих сторон. По словам Анны Плесовских, другая, ещё более глубокая составляющая этой проблемы в том, что «... многие компании вообще не понимают и не оценивают те риски, которым они подвергаются со стороны инсайдеров», поэтому написание каких-то специализированных технических регламентов в подобных условиях будет как минимум не очень эффективным решением. Именно поэтому, актуализировав сегодня саму проблему, в следующей статье из этого цикла мы попытаемся перейти к рассмотрению и детальному анализу действительно эффективных шагов по наведению должного порядка и контроля в этой непростой сфере, в том числе и с учетом лучших мировых наработок. 23окт12 http://blogerator.ru/page/mest-sisadmina-insajder-uvolnenie-korporativnyj-sabotazh
Интересно было прочитать... Мне кажется, что работодатели не понимают, что админ - это не просто сотрудник. Это информационное "ядро" компании, правильно в заключении были упомянуты "брачные договоры", если проект серьезный и требуется строить мощную информационную систему, то надо описать все ответственности сторон. У меня есть знакомый админ, начальник которого считает, что если он на работе, то он должен постоянно что-то делать. А то что его принимали только для обслуживания действующей сети - никто не вспоминает. Хоть степлером щелкай,но покажи видимость, что ты что-то делаешь. Он пытался донести это до начальства, но его слова в расчет не берут, говорят - "куда ты пойдешь, молодой и без опыта, скажи спасибо, что держим"... Теперь у них что-нибудь вырубается очень часто, но зато он работает
Я в свое время тупо не отдал пароли, не написал, как оплачивать хостинг и интернет, не сообщил пассы от винды, от роутера. В результате сайты фирмой были проёбаны.
Уходя с одной жадной гос конторки, на прощанье снес антивирусы (которые сам же и ставил за даром) на Win серверах и компах с БД + доступ к дискам расшарил. Остальное сделали сами пользователи.
Уволился без разборок, потом в тех поддержку анонимно написал 2-3 репорт про баги через которых якобы можно залиться и они взяли на работу удаленно ) теперь получаю вдвое больше на WM + сам себе хозяин, когда хочу тогда и работаю + каждый месяц что то там находится откуда хз )) баги нескончаемые, новым админам по 19-20 лет и без опыта, только знают по форумам бегать и вопросы задавать на свои новые проблемы. P.S месть это плохая штука...
Незаменимых людей нет. Есть 2 основных варианта развития событий: 1. Жадная шаражка. В ЖШ администрация херовато относятся не только к админам (которые, в большинстве своём, эникейщики ещё, не доросли до админов), но и ко всему наёмному персоналу. Жадность не позволяет руководству диверсифицировать риски утери данных или периодически пользоваться консалтингом профессиональных ИТ-компаний. Такие конторы можно вычислить ещё "на подлёте": а) предложите им договор с приложением, где будет чётко прописан ваш объём ответственности, SLA и объекты администрирования до последнего роутера и принтера. Также, будет указана ставка по переработке. В адекватных компаниях такой договор сделают без лишних вопросов, т.к. это НОРМАЛЬНО. В ЖШ директор убеждает вас, что "фирма динамически развивается" и что "полные объёмы работы предвидеть невозможно!". б) узнайте про планы на лицензирование ВСЕГО ПО, используемого для работы. Предложите написать распоряжение, обязывающее провести полное лицензирование в течении ближайших 2х месяцев. ЖШ ничего такого в принципе делать не собирается; в случае проверки ОБЭП, все дружно покажут пальцем на вас, как на главного "пирата". Нормальные фирмы уже давно все лицуху юзают, т.к. такие риски для них неприемлемы. Никому не советую иметь дела с ЖШ - будешь всегда крайним; пусть за свои копейки получают говносервис от студентов-эникейщиков, которые только учатся, набивая шишки опыта на ИТ-структуре ЖШ. В конце концов рынок скажет своё слово и директор ЖШ побежит подписывать договор, покупать софт и достойно платить за услуги нормальных спецов. 2. Большая компания (БК), где все бизнес-процессы структурированы и админом вы будете не один. Тут не получится качать права, тем более, что они у вас скорее всего будут ограничены. В таких компаниях куда проще предвидеть час Х и заранее подыскать себе новое место работы. А уходить по-доброму, заручившись рекомендациями руководства компании. Поверьте, это куда более разумно и перспективно, чем втихаря насрать за шкафом, чтобы все чувствовали вонь, догадывались кто это сделал, но некоторое время не понимали где именно лежит гамно.
Котёнко: привет! Ramazoid: ну привет Котенко: давай знакомиццо? Ramazoid: ну давай Котенко: я Катя Ramazoid: я Сережа Котенко: где работаешь? кем? Ramazoid: дизайнерю в конторе ***** Котенко: и че нравится? Ramazoid: да все пучком Котенко: не ну там зарплата, условия работы, все устраивает? Ramazoid: ..... Семен Петрович, нахера вот эти начемоданечерезкитайские методы? если вас не устраивает моя работа, то так и скажите - Сережа пирдуй в бухгалтерию с заявлением, я же смотрю IP, я знаю с какой вы машины вышли в сеть, я даже рожу вашу вижу - посмотрите, лампочка на вебкамере горит, хотите узнать мнение о конторе? так вы просто проведите анкетирование, с одним единственным вопросом - адекватен ли мой директор, да-нет, результаты вас удручат, поверьте мне, зарплату я получал даже и не помню когда, текучка кадров в вашей конторе больше чем в ниагарском водопаде, а в целом меня все устраивает, все хорошо и просто расчудесно. Котенко: Сережа, пирдуй в бухгалтерию с заявлением... Ramazoid: да уже сходил, положил заявление и пошел домой, предусмотрительно слив все базы, инишники и конфиги, меняюсь на трудовую и остатки зарплаты.... ну и конечно чмоки тя, Котенко ))))