"Скучный копирайтинг " Однажды я бродил по корпоративным сайтам в поисках информации. Прочитав первый абзац на главных страницах двух из них, я страшно разозлился. Я точно помнил, что писал практически такой же текст, но этих компаний у меня в клиентах не было. Бросившись в папку с работами, я обнаружил, что никто ничего не воровал. Просто фразы были шаблонные, и на вышеупомянутых сайтах авторы случайно сложили из этих фраз конструкции, которые когда-то сложил и я. “М-да. - подумал копирайтер Ярослав. - Пора что-то менять”. Нет ничего хуже штампов и шаблонов. Обнаружив за собой грешок в этом направлении, я незамедлительно проникся важностью проблемы его устранения. Решено - клиенты получают только свежие, увлекательные тексты без набивших оскомину клише. Первый же клиент, которому я написал классный и цепляющий (по моему субъективному, разумеется, мнению) текст, прислал его обратно с кучей правок и замечаний. Изучив объекты недовольства заказчика, я понял, что их устранение сделает текст все тем же скучным и пресным набором привычных фраз. Ну уж нет, нас голыми руками не взять. Составил я большое письмо, в котором попытался объяснить клиенту, что нужно как-то выделяться, людям надоело читать одно и то же, да еще и в аналогичной подаче. Поправил все, переписал в соответствии с замечаниями. Заказчик в восторге - я в унынии. Наивным романтиком в жестоком мире коммерции и рекламы меня, конечно, не назвать, но все же я надеялся на то, что клиенты проникнутся идеями, которыми проникся я - копирайтинг в Рунете нужно делать живее и ярче. Лирическое отступление Один мой знакомый занимается созданием и размещением наружной рекламы. Однажды я гостил у него в офисе, на меня напал один из регулярных приступов креативного недержания, после чего я вывалил на бедного товарища целый поток идей, касаемо того, как сделать наружку более яркой, цепкой и агрессивной. Он посмеялся надо мной. Не над моими идеями, они действительно были неплохими, и он даже не пытался это отрицать. Он просто предложил мне попробовать убедить хотя бы одного из его заказчиков в том, что такие идеи действительно сделают наружку более эффективной. И рассказал мне массу историй. Вкратце опишу одну из них. Довольно богатому и нескупому на наружку клиенту было предложено оснастить все его билборды электронными табло с указанием температуры воздуха и точного времени. Ничего супер-креативного и вызывающего - просто довольно удачный ход для привлечения внимания аудитории, которая после просмотра информации о температуре вполне ожидаемо сделает пресловутый контакт с билбордом. Установка таких табло обошлась бы клиенту в 15 долларов за один билборд. Всего билбордов с его рекламой в городе было около 50 штук, за каждый в месяц он платил не менее 300-400 долларов США. Очевидно, что разовые затраты в 750 баксов не играли для этого бизнесмена никакой роли. А эффект мог получиться очень даже неплохим. Ничего не получилось. Клиент ответил на предложение примерно так: “Никто такие табло не вешает. С какой радости я их буду вешать? Раз не вешают – значит, оно не нужно”. Попытки объяснить ему, что подобные вещи и эффективны, потому что свежи (если все будет завешано такими табло, кому они будут нужны?), не увенчались успехом. Вот вам и свежие тренды. С тех пор мне все же удалось привить некоторым клиентам тягу к интересным и увлекательным текстам, которые посылают в пешее эротическое путешествие сухой конторский тон и доставляют читателям удовольствие. Многих же заказчиков только предстоит этому обучить. Но есть один нюанс… Снять давно усевшегося на иглу шаблонных фраз и текстов клиента с этой иглы очень непросто. Резкие движения приводят к мгновенной защитной реакции, и человек еще больше закрывается в этом плане. Как-то раз я понял, что не всегда чувствую, какой вариант текста предложить клиенту. Где можно пытаться покреативить, а где лучше дать то, что обычно устраивает всех, и прививать смелость действий порционно. Однажды меня осенило... Большинство клиентов я получаю по рекомендациям. Но ощутимый поток дают и сайты. Их у меня два. Первый - это www.kevindark.com. Второй - www.adonico.com. На kevindark.com текстам уже несколько лет. По-хорошему, их давно пора переписать и отредактировать, но это уже дело такое. Речь не об этом. При всех своих недостатках эти тексты мне нравятся как раз своим духом. Они немного наглые, некоторые усматривают на них даже налет хамства и самолюбования. Иногда мне на почту даже приходят письма, авторы которых называют меня “наглым Нарциссом” и клянутся, что никогда у меня ничего не закажут. Ну и предрекают мне гореть в копирайтерском аду без клиентов и заказов. Тексты на втором сайте характеризуются более сдержанным стилем, в лучших традициях “причесанного” копирайтинга. Есть, конечно, интересные моменты, но в основном текстами этот сайт особо не отличается от других проектов в индустрии. В зависимости от того, какой сайт стал связующим звеном между мной и клиентом, можно практически безошибочно определить, готов клиент к экспериментам или нет. Если его привлек нестандартный текст, он с большой долей вероятности хорошо отнесется к такому и для своего проекта. А если зацепило привычным, этого заказчика нельзя кантовать, демократизировать его нужно бережно. В этом свете появилась идея, которую можно начинать предлагать клиентам с достаточным бюджетом - делать один сайт для консерваторов, а другой для тех, кто ценит хороший стиль и живой юмор. Многие клиенты не хотят новизны. Не хотят выделяться. Не хотят пробовать и экспериментировать. Но валить все проблемы на клиентов было бы неправильно в корне. Как я уже сказал в самом начале текста, проблему я отнес на свой счет. То, что заказчики безоговорочно принимали вполне заурядные, с точки зрения стиля, тексты, сыграло свою роль, но они и не обязаны прививать копирайтеру тягу к свежим решениям и незамыленным конструкциям. Убивать в себе штамповщика копирайтер должен сам. В каждом тексте. Нужно избавляться от набивших оскомину “мы обеспечиваем”, “благодаря этому”, “именно поэтому”. Нужно безжалостно расправляться с никому не нужными паразитами “как правило”, “зачастую”, “вероятнее всего” и пр. Да, кстати. В этом свете все более архаично начинает выглядеть принцип оплаты за символы. Все эти “как правило” и “зачастую” увеличивают количество символов, заказчик платит за них, а платить там не за что. В большинстве случаев выброс этих слов и словосочетаний делает текст более удобным для восприятия. Правда, альтернативы я предложить пока не могу. Почасовая оплата? Есть нюансы и недостатки. Просто называть стоимость "от балды", прикинув сложность задачи и затраты времени на нее? Уже лучше, вот только непонятен принцип ценообразования для клиента, это многих отпугнет. В этом направлении еще нужно подумать. А пока выдавливать, выдавливать, выдавливать боязнь экспериментов и тягу к шаблонам из себя и из клиентов. Автор Ярослав Шакула
Подписываюсь под каждым словом. Лично заметил, насколько противно читать все эти "команда профессионалов", "индивидуальный подход" и прочее. Авторам рекомендую курс Ильяхова, создателя сервиса Главред. Классная штука.
Конечно не копирайтинг но... Почему SMM не может стоить 5 тысяч рублей в месяц? Сегодня сразу в нескольких сообществах наткнулась на людей, которые заявляли, что можно найти нормального сммщика за 5 тысяч рублей. Не предлагали свои услуги, а просто авторитетно заявляли, что можно. Можно, я не спорю. Но тут получается вот такая история. У бизнеса есть задачи, которые вы хотите решить с помощью соцсетей - это приток трафика на сайт, обратная связь, создание определенного имиджа, повышение узнаваемости, самопрезентация и т.д. Это НЕ продажи. Если у вас таких задач нет, то идите и сформулируйте. Если не получается сформулировать, то соц.сети вам не нужны (возможно, пока). Дальше. Чтобы решить эти задачи, у вас должен быть план. Подробный план. С этапами и промежуточными задачами. С прописанной контентной политикой. Синхронизирущийся с планом развития бизнеса. Допустим, этот план у вас есть. Это может быть самый подробный план на свете, самый прекрасный, учитывающий каждую мелочь. Но никогда, повторяю, НИКОГДА, такой план не будет выполнен, если его не будут контролировать. Фактор второй: соцсети - это очень динамичная материя. Недружелюбная. Острая. Стихийная. И даже сферический план в вакууме не сможет учесть все риски, которые могут произойти в отношении вашего бизнеса здесь. Вывод: исполнитель, даже если он работает по составленному вами идеальному плану, должен кроме того что уметь постить и считать лайки, он должен уметь думать. ДУ-МАТЬ. Оценивать обстановку, адекватность собеседников, не сходить на мат и угрозы, не выдавать неадекват в массы. О, поверьте мне, это только кажется, что таких людей полно Теперь считаем. Следите за руками. На подготовку 1 поста в соц.сети в зависимости от тематики уходит от 20 минут до 3 часов. Возьмем минимальный показатель. 20 минут. Ок. Это только текст. К тексту нужна картинка. Поиск ее занимает (тоже в зависимости от тематики) от 5 до 30 минут. Это без обработки. Дальше идет адаптация поста для каждой соц.сети. Но допустим, что у нас ведется только одна. Итого, 25 минут в день на 1 пост. Зафиксировали. В Фейсбуке рекомендуется делать 1-2 поста в день, даже в выходные. Вконтакте вообще меньше 4 постов в день - это считай тебя нет. Поэтому возьмем средний показатель - 3. И у нас получается 21 пост в неделю. 84 поста в месяц. 84 * 25 = 2 100 минут 2 100 / 60 = 35 часов. Зафиксировали. Это просто постинг. Но нам ведь нужно решать наши задачи. А значит давайте накинем еще: 1) интерактив, а в частности проведение конкурсов При условии 1 конкурса в месяц с самой простой механикой "получи приз за репост", накинем сюда время на отслеживание эффективности в текущем режиме, подведение итогов, нивелирование негатива от недовольных. Допустим, все было хорошо, и заняло у нас это дело часов 5. 2) Настройка рекламы. Ой, вы, кстати, заложили бюджет на рекламу? Как не знали? Как думали, что оно само продвинется? Э, батенька, идите учите матчасть. Само только дерьмо в проруби болтается. Короче. У нас есть мифический бюджет на рекламу. Не важно сколько. Важно, что рекламу эту надо настроить, чтобы она решала наши задачи. Вот тут я снова сделаю ремарку про главную обязанность сммщика - думать. Короче, эта настройка занимает от 1,5 часов до 20 часов в месяц. Да, не надо такие глаза делать, говорю же, от цели зависит и объема рекламы. Возьмем средний показатель - 10 часов в месяц. 3) Мы идем по самому простому пути, да, поэтому давайте сразу про аналитику и закончим. Вот если у вас человек с головой, то он аналитику будет смотреть каждый день. И корректировать ваш идеальный план, чтобы он еще более лучше работал. И это занимает, ну минимум минут 30 в день. А если в месяц, да с итоговой отчетностью, да с рекомендациями, так огого - это все 20 часов. 4) А еще нормальный сммщик раз в час мониторит комменты, сообщения, профильные группы и все такое. Дадим ему на это ну минимум полчаса в день тоже. И вот еще 15 часов. Теперь считаем еще раз. 35 часов на постинг + 5 на интерактив + 10 реклама + 20 аналитика + 15 мониторинг = 85 часов в месяц. И тут самое интересное: Делим 5 000 рублей кровного бюджета на 85 часов и тадам! Оказывается, что наш сммщик, неглупый парень (или не парень), который умеет делать аналитику и нормально общаться с пользователями. Вот этот чудесный специалист, которого с руками и ногами. Вот этот гудвин, который решает ваши бизнес-задачи в социальных сетях и вообще по сути является вашим там лицом. Вот этот человек оказывается работал на вас по ставке 59 рублей в час. 59 рублей, Карл! Верите? Я расскажу, кто захочет по такой ставке работать: - школьник из Кемерово, который копит на китайский айфон, - декретная тетя из Саранска, которая пишет в Одноклассниках про своего годовасика и собирает там классы от родственников, - ээ. Не знаю. Кто еще? Индусы? (быстро посчитала что, это 83 бакса в месяц - теперь и они не возьмутся). Эти люди решат ваши бизнес-задачи? Вы готовы тратить свое время на то, чтобы постоянно (постоянно, я не преувеличиваю) их контролировать, исправлять за ними косяки. Чтобы эти люди представляли ваш бизнес в социальных сетях? Дак сколько же стоит SMM? Давай, скажи нам, раз ты такая умная! - это вы у меня сейчас спрашиваете. А я умная, да, и поэтому не скажу. Потому что зависит все от того, какие задачи вам нужно решить и насколько разные модели вы хотите при этом использовать. Ну еще там уровень исполнителя и все такое.
Есть такой сайт glvrd, который производит чистку от мусора в тексте, вот там все ваши "зачастую" и отсеиваются. Оценка лаконичности текста там по 10 бальной системе. Как вариант - производить оплату на основе этого сервиса. Например 8-10 баллов выше стоимость, 6-7 низе. До 5 вообще не платить. Но этот вариант избавляет только от ненужных слов. Креатива, естественно, он в текст не внесет.