Сотовый фрикинг Faq по сетям gsm

Discussion in 'Электроника и Фрикинг' started by =Be$=, 22 Nov 2006.

  1. =Be$=

    =Be$= Elder - Старейшина

    Joined:
    21 Jan 2006
    Messages:
    200
    Likes Received:
    123
    Reputations:
    0
    Принципы работы сотовых телефонов и сетей GSM.


    Сотовым телефоном пользовались практически все, но мало кто задумывался – как же все это работает? В данном литературном опусе мы попытаемся рассмотреть, как же происходит связь с точки зрения Вашего оператора связи.

    Когда Вы набираете номер и начинаете звонить, ну, или Вам кто-нибудь звонит, то Ваш аппарат по радиоканалу связывается с одной из антенн ближайшей базовой станции.

    Каждая из базовых станций содержит от одной до двенадцати приемо-передающих антенн, направленных в разные стороны, чтобы обеспечить связью абонентов со всех сторон. На профессиональном жаргоне антенны также называют «секторами». Вы их сами наверняка неоднократно видели – большие серые прямоугольные блоки.

    От антенны сигнал по кабелю передается непосредственно в управляющий блок базовой станции. Совокупность секторов и управляющего блока обычно и называется – BS, Base Station, базовая станция. Несколько базовых станций, чьи антенны обслуживают какую-либо определенную территорию или район города, подсоединены к специальному блоку – так называемому LAC, Local Area Controller, «контроллер локальной зоны», часто называемому просто контроллером. К одному контроллеру обычно подключается до 15 базовых станций.

    В свою очередь, контроллеры, которых также может быть несколько, подключены к самому центральному «мозговому» блоку – MSC, Mobile services Switching Center, Центр Управления Мобильными услугами, в простонародье более известный как коммутатор. Коммутатор обеспечивает выход (и вход) на городские телефонные линии, на других операторов сотовой связи и так далее.

    В небольших GSM-сетях используется только один коммутатор, в более крупных, обслуживающих более миллиона абонентов, могут использоваться два, три и более MSC, объединенных между собой.

    Когда вы идете по улице или едите на машине и при этом разговариваете по телефону, то, для того чтобы связь не прерывалась (а она не прерывается), необходимо вовремя переключать Ваш телефон из одного сектора в другой, из одной BS в другую, из одной Local Area в другую и так далее. Соответственно, если бы сектора были напрямую подключены к коммутатору, то всеми этими переключениями пришлось бы управлять коммутатору, которому и без того есть, чем заняться. Многоуровневая схема сети дает возможность равномерно распределить нагрузку, что снижает вероятность отказа оборудования и, как следствие, потери связи.

    Пример – если вы с телефоном переходите из зоны действия одного сектора в зону действия другого, то переводом телефона занимается управляющий блок BS, не затрагивая при этом «вышестоящие» устройства – LAC и MSC. Соответственно, если переход происходит между разными BS, то им управляет LAC и так далее.

    Коммутатор в сотовой сети осуществляет практически те же функции, что и АТС в проводных телефонных сетях. Именно он определяет, куда Вы звоните, кто Вам звонит, отвечает за работу дополнительных услуг, и, в конце концов – вообще, определяет, можно ли звонить или нет.



    Как и за что оператор списывает у нас деньги со счета.


    Как Вы уже наверное слышали, тарифные планы бывают трех разных типов – так называемые «кредитные», «авансовые» и «припейд», от английского Pre-Paid, то есть предоплаченный. В чем же различие? Рассмотрим, как может происходить списание денег при разговоре:

    Допустим, Вы куда-либо позвонили. На коммутаторе зафиксировалось – абонент такой-то звонил туда-то, поговорил, допустим, сорок пять секунд.

    Первый случай – у Вас кредитная или авансовая система оплаты. В таком случае происходит следующее: данные о Ваших и не только Ваших звонках накапливаются в коммутаторе и затем, в порядке общей очереди, передаются в специальный блок, называемый Биллингом, от английского to bill – платить по счетам. Биллинг отвечает за все вопросы, связанные с деньгами абонентов – рассчитывает стоимость звонков, списывает абонентскую плату, списывает деньги за услуги и так далее.

    Скорость передачи информации из MSC в Биллинг зависит от того, какова вычислительная мощность биллинга, или, другими словами, с какой скоростью он успевает переводить технические данные о совершенных звонках в непосредственные деньги. Соответственно, чем больше абоненты разговаривают, или чем более «тормозной» биллинг, тем медленнее будет двигаться очередь, соответственно, тем больше будет задержка между самим разговором и фактическим списанием денег за этот разговор. С этим фактом связано часто высказываемое некоторыми абонентами недовольство – «Мол, деньги воруют! Два дня не разговаривал – энную сумму списали...». Но при этом совсем не учитывается, что за разговоры, которые происходили, например, три дня назад, деньги-то сразу и не списали... Хорошее люди стараются не замечать... А в эти дни, например, биллинг мог просто не работать – из-за аварии, или из-за того, что его как-нибудь модернизировали.

    В обратную сторону – от биллинга к MSC – стоит другая очередь, в которой биллинг сообщает коммутатору о состоянии счетов абонентов. Опять же довольно частый случай – задолженность счета может достигать нескольких десятков долларов, а по телефону еще можно звонить – это как раз из-за того, что «обратная» очередь еще не подошла и коммутатор пока не знает о том, что Вы злостные неплательщик и Вас давно надо заблокировать.

    Авансовый же от кредитного тарифы отличаются лишь способом расчета с абонентом – в первом случае человек вносит какую-либо сумму на счет, и деньги за разговоры постепенно вычитаются из этой суммы. Это способ удобен тем, что позволяет в какой-то мере планировать и ограничивать свои расходы на связь. Второй вариант – кредитный, при котором суммарная стоимость всех разговоров за какой-либо период («биллинговый цикл»), обычно за месяц, выставляется в виде счета, который абонент должен оплатить. Кредитная система удобна тем, что страхует Вас от тех случаев, когда срочно необходимо позвонить, а деньги на счету вдруг закончились и телефон заблокирован.

    В припейде биллинг как таковой обычно называют «Припейд платформой».

    Непосредственно в момент начала телефонного соединения устанавливается прямая связь между коммутатором и припейд платформой. Никаких очередей, данные передаются в обе стороны непосредственно в процессе разговора, в режиме реального времени. В связи с этим припейдам присущи следующие характерные черты – это отсутствие абонентской платы (так как нет такого понятия, как биллинговый период), ограниченный набор дополнительных услуг (их технически трудно тарифицировать в режиме «реального времени»), невозможность «уйти в минус» - разговор просто прервется, как только кончатся деньги на счету. Явным достоинством припейдов является возможность точно контролировать количество денег на счету, и, как следствие, свои расходы.

    В припейдах еще иногда наблюдается некоторое забавное явление – если припейд платформа по каким либо причинам отказывается работать, например, из-за перегрузки, то, соответственно, для абонентов припейд-тарифов в это время все звонки становятся абсолютно бесплатными. Что, собственно, их – абонентов - не может не радовать.



    Как рассчитываются наши деньги в Роуминге.



    Номер IMSI состоит из 15-ти цифр, и первые 5 цифр, так называемые СС – Country Code (3 цифры) и NC – Network Code (5 цифр) – четко характеризуют оператора, к которому подключен данный абонент. По этим пяти цифрам VLR гостевого оператора находит HLR домашнего оператора и смотрит в нем – а, собственно, можно ли этому абоненту пользоваться роумингом у данного оператора? Если да, то IMSI прописывается у VLR гостевого оператора, а в HLR домашнего – ссылка на тот самый гостевой VLR, чтобы знать, где искать абонента.

    Со списанием денег в биллинге ситуация тоже не очень простая. Из-за того, что звонки обрабатывает гостевой коммутатор, но деньги подсчитывает свой, «домашний» биллинг, вполне возможны большие задержки в списании средств – до месяца. Хотя существуют и системы, например, «Camel2», которые и в роуминге работают по принципу припейда, то есть списывают деньги в реальном времени.

    Тут возникает очередной вопрос – а за что списываются деньги в роуминге? Если «дома» все понятно – есть четко прописанные тарифные планы, то с роумингом ситуация другая – денег списывают много и непонятно, за что.

    Все телефонные звонки в роуминге делятся на 3 основных категории:

    Входящие звонки – в таком случае стоимость звонка складывается из:

    Стоимости международного звонка из дома в гостевой регион + Стоимость входящего звонка у гостевого оператора + Некая надбавка, зависящая от конкретного гостевого оператора;


    Исходящий звонок домой:

    Стоимость международного звонка из гостевого региона домой+Стоимость исходящего звонка у гостевого оператора;


    Исходящий звонок по гостевому региону:

    Стоимость исходящего звонка у гостевого оператора+Некая надбавка, зависящая от конкретного оператора;


    Как видно, стоимость звонков в роуминге зависит только от двух вещей – от того, к какому оператору абонент подключен дома и того, каким оператором абонент пользуется в гостях. При этом выявляется одна очень важная вещь – стоимость минуты в роуминге абсолютно не зависит от выбранного абонентом тарифного плана.


    Хотелось бы добавить еще одно замечание – если два телефона одного оператора вместе находятся в роуминге у другого оператора (ну, например, двое друзей поехали отдыхать), то разговаривать им друг с другом выйдет весьма накладно – звонящий платит, как за исходящий домой, а принимающий звонок – как за входящий из дома. Это один из недостатков стандарта GSM – то, что связь в этом случае идет через дом. Хотя технически вполне реально устроить связь «напрямую», но кто из операторов на это пойдет, если можно оставить все как есть и зарабатывать деньги?



    Berkov
     
    7 people like this.
  2. И.Г.

    И.Г. Elder - Старейшина

    Joined:
    29 Aug 2006
    Messages:
    336
    Likes Received:
    343
    Reputations:
    111
    где то я это читал...неплохо написанно... но надо самому писать....
     
  3. =Be$=

    =Be$= Elder - Старейшина

    Joined:
    21 Jan 2006
    Messages:
    200
    Likes Received:
    123
    Reputations:
    0
    Снизу копирайты, к тому-же я сам немного отредактировал и соединил.
     
    1 person likes this.
  4. dinar_007

    dinar_007 Мадемуазель

    Joined:
    18 Jan 2005
    Messages:
    1,019
    Likes Received:
    770
    Reputations:
    97
    Познавательо, очень познавательно, респект...
     
    1 person likes this.
  5. halkfild

    halkfild Members of Antichat

    Joined:
    11 Nov 2005
    Messages:
    365
    Likes Received:
    578
    Reputations:
    313
    полезная статья..
     
    _________________________
  6. CHIP:))

    CHIP:)) Elder - Старейшина

    Joined:
    17 Jan 2007
    Messages:
    81
    Likes Received:
    18
    Reputations:
    -3
    Очень интересно
     
  7. KАRАБАS

    KАRАБАS Banned

    Joined:
    6 Nov 2006
    Messages:
    3
    Likes Received:
    0
    Reputations:
    0
    спасибо за инфу очь полезная!
     
  8. serg88

    serg88 Elder - Старейшина

    Joined:
    30 Jul 2006
    Messages:
    144
    Likes Received:
    73
    Reputations:
    -5
    У меня такой вопрос - Отправляет ли телефон свой имей оператору ??
     
    1 person likes this.
  9. B1t.exe

    B1t.exe Elder - Старейшина

    Joined:
    6 Nov 2006
    Messages:
    1,020
    Likes Received:
    128
    Reputations:
    23
    Да, во времья регистрации в сети.
    (IMEI + абонентский номер)
     
  10. Free.W0rl9

    Free.W0rl9 New Member

    Joined:
    30 Sep 2007
    Messages:
    3
    Likes Received:
    0
    Reputations:
    0
    есть у когото линки на более подробное описание роботы gsm желательно с "жаргоном"
     
  11. egoist4ever

    egoist4ever Elder - Старейшина

    Joined:
    15 Oct 2007
    Messages:
    125
    Likes Received:
    13
    Reputations:
    5
    смотреть тут

    В каких терминах тебя это иинтересует?
    Контроллер, БС, MSC, GPRS Core, тайм слоты?