Роскомнадзор предлагает отменить пункт закона, по которому у пользователей интернета должна быть возможность проверять факт наличия и причину требований Генпрокуратуры о блокировке сайтов. Это осложнит анализ и общественный мониторинг признанного запрещенным в России и заблокированного контента. Информационной системы взаимодействия, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 16 марта 2021 г. № 27». В пояснительной записке ведомство обосновывает изменения тем, что федеральный закон «Об информации» не предусматривает публикацию требований прокуратуры. Что планируется изменить Роскомнадзор предлагает отменить пункт, по которому у пользователей интернета должна быть возможность проверять факт наличия требований Генпрокуратуры о необходимости удалить запрещенный в России контент. Фото: creativeart на Freepik Информацию о причинах блокировки сайтов Роскомнадзор предлагает не раскрывать Ведомство ведет реестр заблокированных сайтов исходя из решений судов и органов, имеющих право требовать досудебной блокировки, — Генпрокуратуры, ФНС, Росмолодежи и т. п. Из реестровой записи о блокировке сайтов, инициируемой Генпрокуратурой, предлагается убрать номер требования (официального документа). Также операторы смогут не публиковать на страницах-«заглушках» основания блокировки. Прямые упоминания самой Генпрокуратуры исчезли из записей реестра еще с октября 2022 г. — блокировки по ее инициативе стали приписываться некоему не названному ведомству. В декабре Роскомнадзор представил на regulation.gov.ru проект приказа, по которому можно не раскрывать сведения о решениях Генпрокуратуры. Мнение экспертов Независимый ИT-эксперт Филипп Кулин сказал изданию, что основания от лица «неуказанного органа» в списках сайтов, передаваемых Роскомнадзором операторам для блокировки, сейчас позволяют сделать однозначный вывод об ограничениях, инициированных Генпрокуратурой: «По новым правилам "неуказанным" будет и основание, что усложнит поиск по выгрузке и анализ ее данных». Кулин считает, что на работе сайтов и хостеров изменения мало отразятся, так как они «практически не оспаривают требования Генпрокуратуры из-за рисков дальнейшего преследования». Новшество больше скажется на возможностях «общественного мониторинга за блокировками». Гендиректор хостинг-провайдера RuVDS Никита Цаплин отметил, что поправки «негативно повлияют на прозрачность принятия решений». Если существующий порядок позволяет сразу понять, почему тот или иной ресурс заблокировали, то с новым это невозможно — «придется обращаться в Роскомнадзор, и ответ будет зависеть от него». По мнению гендиректора Института исследований интернета Карена Казаряна, изменения «еще больше размоют разницу между реестровыми и внереестровыми блокировками». То есть теми, которые осуществляются по федеральному закону «Об информации», и теми, которые происходят на ТСПУ (технических средствах противодействия угрозам) — оборудовании, устанавливаемом на сетях по закону о «суверенном рунете». В первом полугодии 2023 г. по данным Роскомнадзора которые приводил «Коммерсант» в сентябре 2023 г., в России заблокировано или удалено более 885 тыс. сайтов с запрещенной законодательством информацией, что на 85% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Источник https://www.cnews.ru/news/top/2024-02-05_roskomnadzor_planiruet_zasekretit