Многие начинающие сайтостроители наивно полагают, что самое сложное — это сделать дизайн, прикрутить его к движку и наполнить сайт контентом. Каково же бывает их удивление, когда сайт уже готов, а вожделенных посетителей, жаждущих ознакомиться со статьями, прочитать новости и скачать файлы, все нет и нет. Само по себе создание сайта — лишь начало долгого и зачастую довольно тернистого пути. Ведь ресурс еще нужно раскрутить, а раскрутка — целое искусство, овладеть им способен далеко не каждый. Регистрация в каталогах, индексация в поисковиках и других онлайн-сервисах, тщательный анализ посещаемости, оптимизация, почтовые рассылки — вот далеко не полный перечень того, что ждет решивших заманить на свою страничку побольше интернетчиков. Как показывает практика, авторы многих сайтов выходят из игры именно на этом ответственном этапе, когда не получают должной отдачи от посетителей. Сегодня мы поговорим о трех самых распространенных, а главное, совершенно бесплатных способах раскрутки: регистрации в поисковиках, участии в рейтингах и каталогах и создании новостных рассылок. Поисковые машины Когда сайт полностью готов к работе, первое, что нужно сделать, — зарегистрировать его в наиболее популярных поисковых системах. Причина банальна — большинство интернетчиков для поиска нужной информации в Сети используют Google, «Яндекс», Yahoo и им подобные сервисы. Это удобно и быстро: зашел на сайт поисковой системы, задал ключевые слова для поиска, нажал кнопку «Найти» и получил на выходе список проиндексированных ресурсов, которые содержат нужное слово или фразу. Все, что остается сделать, — выбрать наиболее подходящий по тематике ресурс и перейти на него по гиперссылке. Все эти действия ежедневно проделывают миллионы людей по всему миру. Любой поисковик при помощи специальных программ (краулеров) вполне способен самостоятельно обнаружить и проиндексировать ваш сайт. На это обычно уходит 1-3 недели. Вот только случается и так, что проходит месяц или даже больше, а ваш сайт не появляется в выдаче поисковых машин по запросам, которые, казалось бы, стопроцентно должны были бы вести именно на вашу страничку. Дело в том, что механизм индексации несовершенен, зачастую поисковики пропускают сайты. Поэтому имеет смысл облегчить им задачу и добавить свой сайт самостоятельно. Для этого достаточно зайти в нужный поисковик, щелкнуть по ссылке Добавить ресурс (или Добавить сайт), после чего на открывшейся страничке в поле Имя сайта (как вариант — Главная страница/URL) ввести название ресурса и нажать кнопку Добавить (Проверить). Спустя несколько часов, дней и в очень редких случаях недель (все зависит от загруженности поискового сервера) ваш сайт попадет в индекс — базу данных поисковой системы, где содержится информация обо всех известных «ищейке» страницах, и, как следствие, станет доступным для поиска. Чтобы обеспечить счастливое будущее своему сайту, его следует зарегистрировать в следующих поисковиках (в скобочках даны ссылки на страницы регистрации): «Яндекс» (http://webmaster.yandex.ru) — крупнейший поисковик рунета, несколько лет назад вырвавший и теперь крепко удерживающий пальму первенства у «Рамблерa». Ежедневно «Яндексoм» пользуется более 5 млн интернетчиков. Его основные достоинства — огромная база данных (включает в себя миллионы сайтов разной тематики), возможность учета русской морфологии, высокая скорость поиска, быстрая индексация неизвестных системе сайтов и множество самых различных дополнительных сервисов, начиная с почтовой службы и заканчивая файлохранилищем. Каталог «Яндекса» не самый большой в рунете, но уж точно самый качественный. «Рамблер» (www.rambler.ru/doc/add_site.shtml ) — поисковик, лидировавший в рунете еще несколько лет назад. «Рамблером» и сейчас пользуются миллионы пользователей, но без серьезных реформ битву с «Яндексом» и Google он точно проиграет. Google (www.google.ru/addurl ) — крупнейший поисковик в мире, который планомерно увеличивает свою долю в зоне .ru. Не зарегистрировать свой сайт в Google — значит потерять 30-50% потенциальных посетителей. «Апорт» (www.aport.ru/addurl.asp ) и Yahoo (http://ru.search.yahoo.com/info/submit.html) не так популярны в рунете, но лучше разместить информацию о своем сайте и в них. Но мало заявить о себе. Следующий этап работы — поисковая оптимизация. Вам необходимо сформировать список ключевых слов, которые будут максимально точно отражать содержимое вашего сайта, и заключить их в специальные метатеги Meta и Keywords. Пристальное внимание стоит обратить на заголовки страниц сайта, расположенные между конструкциями <title> и </title> в теле документа. В последнее время поисковые механизмы практически не ориентируются на метатеги (не учитывают ключевые слова), зато концентрируют внимание на заголовках страниц и их содержимом. Чтобы привлечь на сайт максимальное число пользователей, наполните его качественным контентом — небольшие заметки, статьи, краткие и лаконичные новости, файлы с развернутыми описаниями. Главное, чтобы все эти материалы были уникальными и не встречались больше в интернете ни на одном другом сайте. Если вы позаимствовали статью или новость с другого сайта, то будьте готовы к тому, что поисковики не проиндексируют страничку с украденным контентом. Если процент таких страниц на вашем ресурсе достигнет определенного значения (для разных поисковиков это число различается), ваш сайт могут вообще исключить из поиска. Рейтинг популярности поисковых систем в рунете Баннерные сети Число баннерообменных сетей в интернете растет как на дрожжах, и от вас все чаще приходят письма с вопросами, какой из них можно доверять и где наиболее выгодные условия. Мы протестировали около двух десятков баннерообменников и выделили из них два наиболее подходящих для тех, у кого сайт посещает не более 1000 человек в сутки. RLE (www.rle.ru ) — одна из крупнейших российских баннерообменных сетей. Но далеко не самая удобная: поддерживает всего 4 типа баннеров — 468x60, 120x240, 600x90, а также 120x600. Помимо банального обмена баннерами, служба позволяет проводить полноценные рекламные кампании (услуга платная): покупать пакеты из определенного количества уникальных показов (например, 1000), оценивать эффективность проведенной кампании на основании предоставленных статистических отчетов (охват аудитории, уровень интереса к вашему сайту), исследовать эффективность и изменять частоту рекламных контактов. Вступить в баннерную сеть может любой пользователь. «ИнтерРеклама» (http://www.ir.ru ) — еще одна баннерообменная сеть, позволяет как покупать, так и продавать заработанные вами показы. Комиссия, взимаемая с баннерных показов, составляет 10% (коэффициент обмена — 10:9). Обращаем ваше внимание, что данная система поддерживает только один-единственный формат баннеров — 468x60 (при этом размер картинки не должен превышать установленные 12 Кб). На этой диаграмме наглядно показана эффективность рассмотренных в статье способов раскрутки сайта. Рейтинги Еще один проверенный временем способ привлечения посетителей на сайт — участие в рейтингах (топах). Суть данного метода такова: вы регистрируетесь в системе, добавляете свой сайт в один из предложенных каталогов (групп), размещаете у себя на страничке специальный HTML или PHP-код счетчика посещений и ждете, пока кто-нибудь перейдет с сайта рейтинга на вашу страничку. Главные плюсы «рейтингового» метода раскрутки сайта — положительная отдача (чем выше сайт поднимается в топе, тем больше людей его просматривает) и удобная система статистики посещаемости ресурса. Из недостатков — огромное число участников (таких же веб-мастеров и подмастерьев, как и вы), как следствие — очень низкая эффективность для нераскрученных проектов. Чтобы на ваш сайт обратили внимание, необходимо выдвинуть его в двадцатку наиболее популярных ресурсов, то есть вывести посещаемость портала на уровень в 10 тыс. посетителей в сутки или даже выше. Перед тем как перейти к обзору наиболее популярных рейтинговых систем, дадим несколько предостережений. Ни в коем случае не используйте так называемые системы активной рекламы (САР) для накрутки счетчика посещений — вмиг вычислят и навсегда исключат из рейтинга. Не пробуйте вживить в тело сайта несколько копий счетчика. Ну и, наконец, не пытайтесь установить код счетчика на скрытой от глаз пользователя странице: в таком случае счетчик не будет фиксировать посещения. С теорией разобрались, теперь давайте рассмотрим наиболее популярные рейтинговые системы: SpyLOG (www.spylog.com) — один из самых точных и популярных рейтинговых топов. Зарегистрировавшись в нем, вы сможете добавить свой ресурс примерно в 40 рейтингов и каталогов, получать подробную статистику посещений сайта на e-mail, задавать интересующие вас вопросы квалифицированным сотрудникам технической поддержки по электронной почте. Обращаем ваше внимание, что на бесплатном пакете услуг с кодовым названием «Кроха» статистика посещений вашего ресурса хранится в базе данных SpyLOG всего лишь 10 календарных дней. При необходимости вы можете завести в системе платный аккаунт и получить доступ к дополнительным функциям и онлайн-сервисам SpyLOG — возможность установки невидимой кнопки, техническая поддержка по телефону, резервное копирование данных, сотни профессиональных статистических отчетов. Главный и единственный недостаток SpyLOG — относительно невысокая скорость обработки данных. Рейтинг@Mail.ru (www.top.mail.ru) — более простой, чем SpyLOG, но менее известный среди веб-мастеров рейтинг. Очень удобный и абсолютно бесплатный. Служит для сбора статистики посещений порталов, а также организации рейтингов сайтов. На данный момент в системе зарегистрировано более полумиллиона ресурсов разной тематики. Установив у себя на сайте счетчик для создания расширенной статистики, вы сможете просматривать информацию о ссылающихся на ваш сайт страничках, а также получать информацию о системных настройках пользователей. Из разряда «мелочь, а приятно»: перед установкой кода счетчика на свой сайт можно выбрать его тип и цвет. LiveInternet.ru (www.liveinternet.ru) — еще одна активно прогрессирующая рейтинговая система, аналог SpyLOG. Отличительные особенности — удобный пользовательский интерфейс для просмотра статистики посещений, генерация подробных отчетов, практически полное отсутствие сбоев в работе, возможность просмотра географии посетителей, а также сайтов, с которых производились переходы на ваш ресурс. HotLog (http://top.hotlog.ru) — один из самых молодых топов. На момент сдачи этой статьи в рейтинге принимало участие 410 тыс. сайтов. Важное отличие HotLog от аналогов — неограниченное время хранения статистических отчетов. Rambler's Top100 (http://top100.rambler.ru) — довольно мощная рейтинговая система; простая, быстрая и удобная. Каких-то особенностей у нее нет, подкупает эргономикой и слаженной работой всех компонентов. Пресс-Релизы Повысить популярность своего сайта можно не только добавляя его в рейтинги, базы данных поисковых сервисов и каталоги, но и с помощью пресс-релизов. Идея в следующем: вы пишете подробную статью об определенном онлайн-сервисе, товаре, компании или каком-то уникальном интернет-проекте и публикуете материал на сайте выбранной службы распространения пресс-релизов. После проверки модератором/редактором сервиса ваша статья или новость станет доступна для просмотра сотням тысяч интернетчиков по всему миру. Проблемы ровно две: сделать интересный сайт, а затем интересно о нем написать. Примеры сайтов, публикующих пресс-релизы: «Пресс-релиз.ру» (www.press-release.ru) — одна из самых популярных и совершенных служб, успешно осуществляет бесплатную публикацию и рассылку пресс-релизов с 2002 года. Обращаем ваше внимание, что материалы, изобилующие орфографическими и грамматическими ошибками, безжалостно удаляются с сервера редакторами и модераторами. Press room (www.pressroom.ru) — достойная альтернатива «Пресс-релизу». К публикации допускаются преимущественно материалы от крупных компьютерных, телекоммуникационных и интернет-компаний, но есть возможность написать о каком-то крупном портале и по ходу дела дать ссылочку на свой сайт. Кстати, ведя статистику посещений собственного сайта, не забывайте о Google Analytics (www.google.com/analytics/ru-RU) — по данному адресу в Сети проживает крайне интересный сервис для полного анализа посещаемости сайтов. Зарегистрировавшись, вы сможете получать точные отчеты по e-mail, просматривать информацию о ссылающихся на ваш сайт страницах и серверах, географии пользователей (языки, города и страны, IP-адреса) и их системных настройках. Каталоги Регистрировать сайт в поисковиках, заниматься оптимизацией и участвовать в рейтингах, вне всякого сомнения, очень полезно. Однако для повышения популярности сайта не менее важно зарегистрировать его в десятке-другом авторитетных интернет-каталогов, в том числе тематических. Каталог — это информационный портал, который содержит структурированные по определенным признакам описания веб-ресурсов и ссылки на них. Все записи распределены по категориям (рубрикам): «Работа», «Учеба», «Развлечения» и т.д. Все каталоги условно можно поделить на две большие группы — общие и тематические (специализированные). Как следует из названия, общие каталоги включают в себя информацию о любых интернет-проектах, в то время как специализированные — лишь сведения о ресурсах, соответствующих заданной тематике. Например, каталог «Мегасток» приютил под своим крылом сайты, которые принимают в качестве платы WebMoney. Чтобы добавить свой сайт в каталог, необходимо подать заявку на регистрацию: заполнить небольшую форму, в ней вас обязательно попросят указать название и ссылку на сайт, дать краткое описание странички, определить категорию, в которую вы бы хотели включить свой сайт. Иногда необходимо задать контактный e-mail и указать ключевые слова для поиска. Всегда будьте готовы к тому, что от вас могут потребовать разместить кнопку каталога у себя на сайте (в качестве платы за использование веб-службы). Ниже приведен список наиболее крупных общих каталогов, на них стоит обратить пристальное внимание. Russia on the Net (www.ru) — один из крупнейших каталогов о России. Существует в двух версиях — русской и английской. Помимо русскоязычных пользователей, сюда нередко наведываются иностранцы, которые хотят получить информацию о нашей с вами стране — о культуре, быте, образовании, современных технологиях. Одна из главных особенностей сервиса — возможность редактирования описаний сайтов, зарегистрированных в каталоге. Каталог «Яндекса» (www.yaca.yandex.ru) — его основная фишка заключается в том, что там регистрируют только сайты, которые администрация сервиса сочтет интересными. Для интернетчиков это, конечно, хорошо — они получают доступ только к качественно сделанным ресурсам. А вот для владельцев все не так радужно — модераторам может не понравиться дизайн или стилистика статей, и ваша страничка так никогда и не будет добавлена в каталог. Чтобы ускорить процесс рассмотрения заявки, можно воспользоваться платной регистрацией: в этом случае запрос будет рассмотрен в течение одного рабочего дня. WebCat.info (www.webcat.info) — еще один неплохой каталог русскоязычных сайтов. Обращаем ваше внимание, что на WebCat.info практически невозможно зарегистрировать проекты, размещенные на бесплатных хостингах. Всего.ru (www.vsego.ru), «Утилитка» (www.ulitka.ru) — если вы ищете по-настоящему универсальные каталоги, где не ущемляются в правах ни домашние странички, ни узконаправленные сайты, то попали по адресу. Общее число сайтов, зарегистрированных в этих двух каталогах, переваливает за отметку 300 тыс. Новостные рассылки Еще один способ раскрутки сайта — почтовые рассылки. Нет, речь не о системах активной рекламы, в которых вы оплачиваете нужное число показов новостей со своего портала и ждете притока на сайт нецелевой аудитории (посетителей, заинтересованных только в получении материальных вознаграждений, но никак не в просмотре вашей странички). Речь об организации полноценных новостных рассылок для посетителей вашего сайта с помощью специализированных онлайн-сервисов (на интернет-жаргоне их называют «овцами»). Подписаться на рассылку интернетчики смогут не только на вашем ресурсе, но и на сайте почтового сервиса. Зачем все это нужно? Ну, во-первых, для привлечения новых посетителей, а во-вторых, чтобы и старые пользователи не забывали заглядывать к вам на огонек. Чтобы создать новую рассылку, зарегистрируйтесь на сайте почтовой службы в качестве простого автора. Затем перейдите в личный кабинет, используя полученные логин и пароль, кликните по кнопке Открыть новую рассылку (Создать рассылку), впишите в соответствующие поля название рассылки (чем оригинальнее, тем лучше), краткое описание, периодичность выхода, а также ключевые слова для поиска. Вот, в принципе, и все. Вам лишь останется своевременно писать новости и публиковать их через специальную форму на сайте почтовой компании. Обращаем ваше внимание, что от названия и описания вашей новостной рассылки напрямую зависит число подписчиков. Заинтересуете людей — обеспечите постоянный приток посетителей на свой сайт, не сможете справиться с поставленной задачей — будете работать практически вхолостую. Subscribe.ru (www.subscribe.ru) — самый крупный сервис новостных (и не только) рассылок в рунете. Общее число подписчиков — более 4 млн. Основные достоинства площадки — удобный пользовательский интерфейс, множество тонких настроек, наличие специальных модулей для мгновенного преобразования текстовых сообщений в HTML-документы, возможность создания своих собственных шаблонов оформления выпусков, точная статистика рассылок, дружелюбная техническая поддержка. К публикации допускаются сайты любой тематики. Рассылки@mail.ru (www.content.mail.ru) — неплохая служба рассылок от создателей почтового сервиса Mail.ru. По набору предоставляемых возможностей практически не отличается от Subscribe.ru — удобная система статистики, стоп-листы, поддержка технологии RSS, возможность вставки иллюстраций в текст, модули опросов, внутренний форум для участников системы, проверка орфографии, наличие готовых шаблонов писем. Не отстает сервис от Subscribe.ru и по числу подписчиков — уже взят рубеж в 5 млн пользователей. Сервисы почтовых рассылок Subscribe.Ru и Рассылки@mail.ru пользуются наибольшей популярностью среди интернетчиков.
Все и сразу Регистрировать сайты во всех каталогах самостоятельно вручную довольно долго. Но этот процесс можно автоматизировать. Предлагаем вашему вниманию список наиболее удобных онлайн-сервисов для автоматической и полуавтоматической регистрации веб-ресурсов в общих и специализированных каталогах, рейтингах, а также поисковых системах. 1PS.RU (www.1ps.ru) — предлагает целый спектр платных услуг по продвижению сайтов: от банальной регистрации в каталогах до разработки контекстной рекламы для систем «Яндекс.Директ» и «Бегун». Пополнив баланс своего аккаунта на 60 рублей (тариф «Профи»), вы сможете самостоятельно зарегистрировать сайт более чем в двух тысячах каталогов и популярных поисковиков. За автоматическую регистрацию ресурса во всех известных системе каталогах с предоставлением подробного отчета о проделанной работе (тариф «Элита») вам придется оторвать от сердца и кошелька 600 рублей. По современным меркам это совсем немного. AlfaInternet.Su (www.alfainternet.su) — еще один популярный и достаточно надежный сервис для добавления сайтов в каталоги, рейтинги и поисковики. От большинства других аналогичных систем AlfaInternet.Su отличается наличием бесплатной версии (1 сайт на аккаунте, порядка 8-10 каталогов на каждой странице), практически полным отсутствием «мертвых» каталогов в базе данных, высокой скоростью прогонки ресурса по заданным каталогам (в автоматическом режиме — тариф Gamma). Autoreg (www.autoreg.ru) — сильно урезанный вариант 1PS.RU. Многих функций нет, зато новичкам проще разобраться. Мы рассмотрели четыре наиболее эффективных способа раскрутки веб-сайтов — научились регистрироваться в поисковиках, добавлять сайты в рейтинги и каталоги, попрактиковались в создании новостных рассылок. Очевидно, что для привлечения на сайт посетителей и повышения его популярности необходимо использовать все рассмотренные в статье методы продвижения и некоторые другие способы, о которых мы уже вам рассказывали: контекстную рекламу, обмен баннерами, покупку ссылок с главных и внутренних страничек популярных порталов. Автор: Эдуард Клишин Источник: http://www.igromania.ru/Articles/13593/Yeffektivnaya_raskrutka_saita.htm Статья в цифровом варианте содержала небольшие недочёты, которые в данной статье исправлены, согласно оригиналу - Игромания №5(128) стр.224-227.