Психолог о linux

Discussion in 'Безопасность и Анонимность' started by lukmus, 23 Dec 2009.

  1. lukmus

    lukmus Elder - Старейшина

    Joined:
    18 Nov 2009
    Messages:
    401
    Likes Received:
    118
    Reputations:
    23
    Может эта тема не подходит сюда, но мне показалась интересной

    Линукс как психологический феномен

    Автор: Сергей Выгонский
    Опубликовано 16 августа 2009 года


    Да, Линукс в ReaDitorial даже нам надоел. Но тут - совсем другое дело. Проблему привязанности линуксоидов к своей любимой ОС рассматривает настоящий психиатр. Мимо этого мы пройти не могли, благо давно подозревали, что всё это лечится. Орфография и пунктуация автора сохранены. - прим. ред.

    На протяжении всего года в "Компьютерре Онлайн" не стихали споры относительно того, что лучше — MS Windows или Linux? И мне захотелось внести свою небольшую лепту в прояснение истины в этом затяжном споре. Оговорюсь сразу, я — пользователь Ubuntu Linux с годичным стажем, не планирующий возвращаться к среде MS Windows. Однако вполне справедливо ожидаю то, что критические оценки этой публикации обильно посыпятся с обеих сторон — как от пользовательского большинства, так и от лиц, придерживающихся альтернативного мнения.

    Не секрет то, что в последние годы nix-операционные системы резко прибавили в весе за счет значительного улучшения графического интерфейса и стали реально претендовать на место под солнцем - на десктопах. В то же время известная софтверная корпорация, испытав серьезные затруднения со сбытом последней версии своего базового пакета, приняла решение не отставать в конкурентной гонке, результатом чего стал анонс следующей версии популярной ОС. Наиболее ожесточенная конфронтация развернулась в сфере нетбуков — маломощных мобильных компьютеров, предназначенных исключительно для работе в Интернете.

    Подобная ситуация также подразумевает столкновение различных пользовательских менталитетов. И здесь без психологического анализа не разобраться никак. В связи с этим я, как психиатр и психоаналитик, имеющий десятки авторских публикаций, посвященных киберпсихологии, хотел бы поделиться с читателями своими размышлениями о психологии работы с Open Source. Надеюсь, что эти заметки будут интересны представителям как одной, так и другой стороны.

    Мой опыт и общение с пользователями альтернативных операционных систем показывает, что в этой среде весьма сильны настроения, которые можно было бы обозначить как "религиозно-психологические". Конечно, такая новейшая религиозность носит скорее "псевдо"-характер. И тем не менее, это первое, что бросается в глаза.

    Около года назад, движимый первооткрывательскими интересами, я стал работать в Linux Ubuntu, как во второй операционной системе. Естественно мне понадобились советы, которые можно было найти на форумах соответствующей направленности. И тут же я оказался в самом центре бурной религиозной жизни, протекающей в недрах киберпространства. Если почитать посты на форумах, которые я посещал, то складывалось впечатление, что на них обсуждаются не работа в избранной программной среде, а грядущий Судный День.

    Речь, конечно же, шла о развернувшейся в сети и вне ее великой метафизической битве, противоборствующими сторонами в которой выступали две стихии - свободно распространяемый Линукс и известная операционная система, производителя которой не так давно признали в нашей стране монополистом. Это было своего рода вневременное противостояние первоначал Инь и Ян в сфере программного обеспечения. При этом изучение записей, которые делались сторонниками nix-систем, свидетельствовали о том, что используемые ими дистрибутивы ассоциируются с понятиями "правильный", "чистый", "духовный", "нравственный". А прямые и косвенные оценки программных пакетов, к которым обращались их оппоненты, носили значительно более критичный характер.

    О подобных апокалиптических воззрениях приходилось читать на форумах не раз. Добавлю к этому, что отдельные представители описываемого пользовательского сообщества отличаются выраженным чувством собственной избранности и интеллектуальной самодостаточности. Им также не чужды миссионерские настроения. Кроме того, для них характерна непоколебимая вера в неизбежное наступление царства справедливости. Правда, сроки этого нового пришествия так и не уточнены.

    Один из ортодоксальных линуксоидов даже рассказал мне о том, что он использует программный дизайн для медитации. Когда жизнь становилась особенно невыносимой, мой собеседник мысленно фокусировался на образе десктопа Gnome - знаменитого оконного менеджера в nix-среде. Со всеми деталями - верхними и нижними панелями, иконками, обоями. И тогда у него появлялось чувство удивительного покоя.

    Стоит ли говорить о том, что такая психологическая атмосфера сплачивает сообщество пользователей Open Source. Во всяком случае, включенность в него таких убежденных личностей может выступать в роли своеобразного коммуникативного "цемента", сплачивающего колеблющихся.

    Став неофитом в мире Линукса, я стал потихоньку собирать различные дистрибутивы, имеющие функцию загрузки в режиме Live CD. Таким способом я перепробовал десятка полтора различных дистрибутивов Линукса. Естественно, в первую очередь меня интересовал интерфейс загружаемых программ. А заодно и эмблемы, с помощью которых маркировались дистрибутивы. Бросилось в глаза то, что все эти программные пакеты имели эмблемы, наделенные глубинно-психологическим значением. Иными словами, в каждом из таких изображений был заложен какой-то подсознательный смысл.

    Например, дистрибутив Debian, который считается одним из наиболее консервативных и основательных (самый большой объем совместимых программ можно найти именно в дебиановском репозитории), обозначался с помощи изображения огромной спирали, движущийся по часовой стрелке. А этот знак между тем может быть интерпретирован как движение к осознанию бессознательного. Иными словами, такой символ вполне может рассматриваться как форма, стимулирующая духовное развитие человека. По крайней мере именно такое толкование образа дал бы психоаналитик юнгианской ориентации.

    В другом дистрибутиве - Ubuntu Linux - используется изображение круга с тремя значками, которые можно рассматривать как троицу. А "Три" и "Круг" - это две метафоры. Одна нумерологическая, отражающая идею времени -прошлое, настоящее, будущее. Другая - геометрическая. Ее смысл заключается в пространственной уравновешенности, которая также может символизировать душевную гармонию. Известно, что изображения подобной формы — мандалы — широко используются на востоке для медитации.

    Еще в одном дистрибутиве - OpenSUSE — при загрузке можно увидеть ящерицу. Она же фактически является драконом - мифическим всемогущим существом. Архаический характер этого животного очевиден. Поэтому, по мнению К.Юнга, оно символизирует бессознательную сферу человека, причем ее наиболее глубокие и таинственные уровни. Тем самым символика дистрибутива как бы адресуется к этим областям человеческой психики, подчеркивает его связь с мифологическими основами мира.

    Случайны ли такие находки или же суть интуитивные прозрения "продвинутых" одиночек — сложно сказать, не имея дополнительных данных в виде развернутых психологических интервью, взятых у сторонников этих пакетов. Можно также долго спорить о том, какова степень психотерапевтического потенциала у таких особенностей. И заодно строить догадки относительно того, как будет меняться эта ситуация в ближайшем и отдаленном будущем. Тем не менее, приведенные примеры показывают, что в основе привязанности пользователей Open Source к своим операционным системам лежат не только технологические, но и психологические причины.

    Сергей ВЫГОНСКИЙ
    психиатр, член Союза журналистов России

     
  2. lukmus

    lukmus Elder - Старейшина

    Joined:
    18 Nov 2009
    Messages:
    401
    Likes Received:
    118
    Reputations:
    23
    Мифология в Линуксе: комментарий психоаналитика
    Автор: Сергей Выгонский
    Опубликовано 23 декабря 2009 года


    Психиатр Сергей Выгонский, автор необычайно популярной статьи про Linux, опубликованной в конце лета, снова в ReaDitorial. На этот раз с рассказом о "линуксовом" мифологическом мире. Все эти гномы и птицы совсем там неспроста... Пунктуация и орфография автора сохранены.

    Не так давно Компьютерра-Онлайн опубликовала мою статью «Линукс как психологический феномен» о бессознательном символизме в Линуксе, в которой я попытался изложить свою точку зрения на причины его привлекательности для пользователей. Эта публикация вызвала у читателей бурю эмоций, в том числе негативных, поскольку мне, как ее автору, пришлось затронуть запретную тему "холивара" - священной войны, которую издавна ведут в сетевых изданиях и на форумах приверженцы известных операционных систем.

    Помнится, критиковали меня тогда изрядно, что, впрочем, не стало поводом для отказа от авторских концепций, опирающихся на достаточно прозрачную исследовательскую методологию. Накопив свежие наблюдения, я решился повторно представить на суд аудитории свои психоаналитические штудии, относящиеся к программному обеспечению. Поясню, что в основе моего стремления писать на тему Open Source лежит пользовательский опыт работы в Ubuntu Linux. На этот раз речь пойдет о внутренней мифологической атмосфере приложений, разработанных для этой среды и ей подобных.

    Преамбула - МИР АРХЕТИПОВ

    Чтобы убедиться в том, что мифологичность присуща таким образцам софтверного творчества, достаточно обратить внимание на их названия. И чем чаще вы будете это делать, тем быстрее образуется у вас своеобразная коллекция необычных персонажей, чьи имена присвоены компьютерным программам. Ну, и как соотносится все это с психоанализом, спросит читатель. Посредством параллелей между мифологическими темами и глубинными душевными процессами, отвечу я. Каждое присвоение мифологического имени программному продукту является своеобразной тестовой ситуацией, высвечивающей определенные настроения у пользователей альтернативных операционных систем. Юнг называл такие психологические состояния архетипическими. Итак, чем интересны наименования "никсового" софта и как эти особенности следует понимать - точка зрения психоаналитика.

    В наших снах и непроизвольных фантазиях звери, птицы и морские существа обычно воплощают представления о том, как мы взаимодействуем со своим подсознанием. А места их обитания - лес, вода, воздух - показывают особенности такого контакта. Например, лесная чаща связана с ассоциациями о Древе Жизни, развитии, пуповине, связывающей плод с материнским организмом. Вместе с тем деревья расположены на земле, символизирующей реальность, основательность, соотнесенность с телесными функциями. Водная стихия иносказательно указывает на эмоциональные состояния, во многом зависящие от невидимых ("подводных") течений психики, а воздух соотносится с воображением.

    Категория первая - МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Примеров здесь предостаточно. К примеру, во многие дистрибудивы по умолчанию входит аудио- и видеопроигрыватель Тотем. Это слово означает животных, которых древние люди не только обожествляли, но и считали родоначальниками племени. Еще одна мультимедийная программа называна Amarok. Именно так звали гиганского волка из эскимосской мифологии. Согласитесь с тем, что если в первом случае акцентирована идея обожествления чего-либо, то во втором - представление о напоре, первобытной силе, агрессивности.

    Широкое распространение получил кросс-платформенный веб-браузер Firefox, название которого можно перевести с английского как "огненная лиса". Из сетевых публикаций мы узнаем, что это слово является дословным переводом с китайского. Известно, что в мифологии этого дальневосточного народа лисицы занимают особое место, поскольку олицетворяют магические силы и связаны с потусторонним миром. Вероятно, такие качества должны помочь популярному браузеру, а заодно и пользующемуся им человеку, находить в сети то, что скрыто от глаз человеческих.

    Категория вторая - КРЫЛАТЫЕ ПОСЛАННИКИ НЕБЕС

    Не менее интересное название носит другой мозилловский продукт - почтовый клиент Thunderbird - "гром-птица" (англ.). Этот персонаж, согласно индейским преданиям, вызывал дождь, тем самым даря урожай жителям Аризоны и Нью-Мехико. И здесь присутствует магия, которая, очевидно, призвана облегчить обмен электронными почтовыми сообщениями. Прекрасно вписывается в этот ряд органайзер Sunbird ("солнечная птица", нектарница), произведенный тем же разработчиком.

    Такой смысловой шлейф не противоречит юнгианской психологии, расшифровывающей "птичьи" образы в качестве посланцев высших (читай - бессознательных) сфер. Впору вспомнить других необычайных пернатых - сказочных птиц Сирин, Алконост, Рух. Из более поздних времен приходит на ум незабываемая чайка-мессия Джанатан Ливингстон, научившая летать своих соплеменников.

    Кстати, сам бренд Mozilla, по мнению некоторых авторов, связан с именем кинематографического монстра Годзиллы. В некотором роде такие диназаврообразные существа, пусть даже созданные креативным воображением сценаристов и литераторов, близки летающим драконам из средневековых европейских эпосов. Архаичность происхождения таких персонажей очевидна и может быть соотнесена с тысячелетней историей человечества, в течение которой формировалась наша генетическая память, известная как коллективное бессознательное.

    Категория третья - ДРУЗЬЯ КАПИТАНА НЕМО

    Вода представлена менеджером файлов Наутилусом. Услышав это слово, любой биолог расскажет о головоногом моллюске, имеющем спиральную раковину (про символику спирали, связанной с процессом самопознания, я писал раньше). А вот еще один представитель морских глубин - программа Dolphin (дельфин), которая также позволяет эффективно работать с файловой системой. Живым прототипам приписывается развитый интеллект, не уступающий по уровню развития человеческому. К тому же, если верить преданиям, они склонны к спасению тонущих людей. Для некоторых неопытных пользователей nix-дистрибутивов общение с запутанным деревом каталогов, насчитывающим порядка 20 служебных директорий, по-видимому, вполне сопоставимо с погружением в непроглядную океаническую тьму. И тут, конечно, без мифических помощников никак не обойтись.

    Категория четвертая - СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ГУМАНОИДЫ

    Не стали исключением и необычные человекоподобные существа. Так, музыкальный проигрыватель Banshee назван в честь приведения из ирладского фолклора. Главное занятие такой виртуальной красавицы - стонать и плакать, но отнюдь не от переизбытка любовных чувств. Согласно Википедии, она "является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок". Предположу, что подобный имидж должен способствовать разрушению сложившихся жизненных стереотипов, гибели предыдущей личностной оболочки, перехода в качественно новое психологическое состояние.

    Своеобразное очарование исходит и от оконного менеджера Gnome, весьма популярного среди сторонников Open Source. Думаю, что в эту секунду читатель представил сурового карлика с длинной бородой, живущего в подземелье и скрывающего там драгоценные камни и благородные металлы. Нужно ли говорить о том, что в наших сновидениях спуск в подземелье означает продвижение к собственным бессознательным истокам. А мастеровитый помощник тут как тут - готов сопровождать вас в пути.

    Категория пятая - ГЕРОИ И БОГИ

    Во всех мифологиях присутствуют герои, готовые сразиться с силами зла. В Линуксе мы без труда найдем нечто похожее. Например, среда KDE включает в себя весьма функциональный двухпанельный файл-менеджер Krusader. Его название происходит от видоизмененного слова "crusader" (крестоносец, участник крестового похода). Стоит обратить внимание на то, что такой образ связан с символикой креста, которая символизирует бренное, материальное, пространственное (четыре стороны света - ориентировка в пространстве). И разве не тем же самым занята обсуждаемая программа - покорением поверхности HDD и подчинением себе файловой системы диска.

    Другой герой - это Konqueror, веб-браузер и файловый менеджер в среде KDE. Еще одно видоизмененное по правилам среды KDE (добавление буквы K) название, происходящее от слова "conqueror" (завоеватель, победитель). И вновь напор, наступление, атака. В нашем случае на прицеле находятся все направления - не только локальное, но и сеть в целом. Похоже, что имидж "суровой" программы вдохновляет пользователя на более решительные действия.

    И, наконец, завершает этот обзор веб-браузер Epiphany, название которого означает явление божественного или сверхъестественного существа, прозрение, христианский праздник Крещения. Ну чем же иным, как не просветлением, должно закончиться путешествие в пространство грез.

    ***

    Таков мифологический мир Линукса. Оказавшись в нем, прочувствовав его архетипическую основу некоторые пользователи начинают испытывать малообъяснимую тягу к, казалось бы, повседневным приложениям. По крайней мере, именно так видится мне, психоаналитически настроенному исследователю, причины приобщения неофитов к этой среде. Конечно, настоящая статья - это психологическая реконструкция, своего рода гипотеза, попытка рассмотреть лояльность к Open Source с иных позиций. Аргументы в ее пользу приведены здесь, разнесены по категориям, прокомментированы. Последнее слово за читателем.

    Сергей ВЫГОНСКИЙ
    психиатр, член Союза журналистов России
     
  3. rap1t

    rap1t Member

    Joined:
    6 Jan 2009
    Messages:
    77
    Likes Received:
    32
    Reputations:
    1
    а рассмотреть значок генту у них психики не хватило ?
     
  4. FoXuk

    FoXuk New Member

    Joined:
    23 Dec 2009
    Messages:
    76
    Likes Received:
    3
    Reputations:
    0
    похоже им заняться нечем было срвсем...
    они её наверно даже установить не смогли((
     
  5. Pashkela

    Pashkela Динозавр

    Joined:
    10 Jan 2008
    Messages:
    2,750
    Likes Received:
    1,044
    Reputations:
    339
    Ни о чем статейка, треп один. Есть жигули и есть БМВ. И то и другое машина, на том и другом можно ездить. Все зависит от вкусов и материальных способностей
     
  6. Digital Cat

    Digital Cat Banned

    Joined:
    4 Feb 2008
    Messages:
    75
    Likes Received:
    78
    Reputations:
    0
    ИМХО, статья - шутка, не более.

    Не верю чтобы это писали всерьез.
     
  7. shellz[21h]

    shellz[21h] Elder - Старейшина

    Joined:
    20 Dec 2007
    Messages:
    311
    Likes Received:
    68
    Reputations:
    6
    Попытка интерпретации линукса психиатром, просто смешно))
    У, псих... импульсивный мастурбатор :)
     
  8. P(i)n*Fl0p1

    P(i)n*Fl0p1 Elder - Старейшина

    Joined:
    19 Dec 2006
    Messages:
    157
    Likes Received:
    35
    Reputations:
    9
    Не удивлюсь если в скором времени мелкомягкие наймут в тихую какого-нибудь псих*(иатра, олога,...) и "обнаружат" то что линукс очень вреден для психики человека, и ведет к деградации, и тому подобное.