DDoS-атака - сокращение от Distributed Denial Of Service Attack (Атака типа "отказ в обслуживании") Особенностью данного вида компьютерного преступления является то, что злоумышленники не ставят своей целью незаконное проникновение в защищенную компьютерную систему с целью кражи или уничтожения информации. Цель данной атаки - парализовать работу атакуемого веб-узла. Первые сообщения о DDoS-атаках относятся к 1996 году. Но всерьез об этой проблеме заговорили в конце 1999 года, когда были выведены из строя веб-серверы таких корпораций, как Amazon, Yahoo, CNN, eBay, E-Trade и ряда других, немногим менее известных. Спустя год, в декабре 2000-го "рождественский сюрприз" повторился: серверы крупнейших корпораций были атакованы по технологии DDoS при полном бессилии сетевых администраторов. С тех пор сообщение о DDoS-атаке уже не являются сенсацией. Главной опасностью здесь является простота организации и то, что ресурсы хакеров являются практически неограниченными, так как атака является распределенной. Схематически DDoS-атака выглядит примерно так: на выбранный в качестве жертвы сервер обрушивается огромное количество ложных запросов со множества компьютеров с разных концов света. В результате сервер тратит все свои ресурсы на обслуживание этих запросов и становится практически недоступным для обычных пользователей. Циничность ситуации заключается в том, что пользователи компьютеров, с которых направляются ложные запросы, могут даже не подозревать о том, что их машина используется хакерами. Программы, установленные злоумышленниками на этих компьютерах, принято называть "зомби". Известно множество путей "зомбирования" компьютеров - от проникновения в незащищенные сети, до использования программ-троянцев. Пожалуй, этот подготовительный этап является для злоумышленника наиболее трудоемким. Чаще всего злоумышленники при проведении DDoS-атак используют трехуровневую архитектуру, которую называют "кластер DDoS". Такая иерархическая структура содержит: 1.управляющую консоль (их может быть несколько), т.е. именно тот компьютер, с которого злоумышленник подает сигнал о начале атаки; 2.главные компьютеры. Это те машины, которые получают сигнал об атаке с управляющей консоли и передают его агентам-"зомби". На одну управляющую консоль в зависимости от масштабности атаки может приходиться до нескольких сотен главных компьютеров; 3.агенты - непосредственно сами "зомбированные" компьютеры, своими запросами атакующие узел-мишень. Проследить такую структуру в обратном направлении практически невозможно. Максимум того, что может определить атакуемый, это адрес агента. Специальные мероприятия в лучшем случае приведут к главному компьютеру. Но, как известно, и компьютеры-агенты, и главные компьютеры являются также пострадавшими в данной ситуации и называются "скомпрометированными". Такая структура делает практически невозможным отследить адрес узла, организовавшего атаку. Другая опасность DDoS заключается в том, что злоумышленникам не нужно обладать какими-то специальными знаниями и ресурсами. Программы для проведения атак свободно распространяются в Сети. Дело в том, что изначально программное обеспечение DDoS создавалось в "мирных" целях и использовалось для экспериментов по изучению пропускной способности сетей и их устойчивости к внешним нагрузкам. Наиболее эффективным в этом случае является использование так называемых ICMP-пакетов (Internet control messaging protocol), т.е. пакетов, имеющих ошибочную структуру. На обработку такого пакета требуется больше ресурсов, после решения об ошибочности пакет отправляется посылающему, следовательно достигается основная цель - "забивается" трафик сети. За годы это программное обеспечение постоянно модифицировалось и к настоящему времени специалисты по информационной безопасности выделяют следующие виды DDoS-атак: 1.UDP flood - отправка на адрес системы-мишени множества пакетов UDP (User Datagram Protocol). Этот метод использовался в ранних атаках и в настоящее время считается наименее опасным. Программы, использующие этот тип атаки легко обнаруживаются, так как при обмене главного контроллера и агентов используются нешифрованные протоколы TCP и UDP. 2.TCP flood - отправка на адрес мишени множества TCP-пакетов, что также приводит к "связыванию" сетевых ресурсов. 3.TCP SYN flood - посылка большого количества запросов на инициализацию TCP-соединений с узлом-мишенью, которому, в результате, приходится расходовать все свои ресурсы на то, чтобы отслеживать эти частично открытые соединения. 4.Smurf-атака - пинг-запросы ICMP (Internet Control Message Protocol) по адресу направленной широковещательной рассылки с использованием в пакетах этого запроса фальшивый адрес источника в результате оказывается мишенью атаки. 5.ICMP flood - атака, аналогичная Smurf, но без использования рассылки. Естественно, наиболее опасными являются программы, использующие одновременно несколько видов описанных атак. Они получили название TFN и TFN2K и требуют от хакера высокого уровня подготовки. Одной из последних программ для организации DDoS-атак является Stacheldracht (колючая проволока) , которая позволяет организовывать самые различные типы атак и лавины широковещательных пинг-запросов с шифрованием обмена данными между контроллерами и агентами. Конечно же, в этом обзоре указаны только наиболее известные программы и методики DDoS. На самом деле спектр программ намного шире и постоянно дополняется. По этой же причине достаточно наивным было бы описание универсальных надежных методов защиты от DDoS-атак. Универсальных методов не существует, но к общим рекомендациям для снижения опасности и уменьшения ущерба от атак можно отнести такие меры, как грамотная конфигурация функций анти-спуфинга и анти-DoS на маршрутизаторах и межсетевых экранах. Эти функции ограничивают число полуоткрытых каналов, не позволяя перегружать систему. На уровне сервера желательно иметь вывод консоли сервера на другой IP-адрес по SSH-протоколу для возможности удаленной перезагрузки сервера. Другим достаточно действенным методом противодействия DDoS-атакам является маскировка IP-адреса. Весьма важным делом в этом направлении является профилактика - программное обеспечение должно быть "отпатчено" от всевозможных "дыр". Copyright © FARAON Portal