Командный язык shell (в переводе - раковина, скорлупа) фактически есть язык программирования очень высокого уровня. На этом языке пользователь осуществляет управление компьютером. Обычно, после входа в систему вы начинаете взаимодействовать с командной оболочкой (если угодно - она начинает взаимодействовать с вами). Признаком того, что оболочка (shell) готова к приему команд служит выдаваемый ею на экран промптер. В простейшем случае это один доллар ("$"). Shell не является необходимым и единственным командным языком (хотя именно он стандартизован в рамках POSIX [POSIX 1003.2] - стандарта мобильных систем). Например, немалой популярностью пользуется язык cshell, есть также kshell, bashell (из наиболее популярных в последнее время) и другие. Более того, каждый пользователь может создать свой командный язык. Может одновременно на одном экземпляре операционной системы работать с разными командными языками. 1. Основные понятия языка shell 1.1. Ввод-вывод Три направления ввода-вывода являются выделенными - стандартный ввод, стандартный вывод и стандартный протокол. Как правило, команды берут исходные данные из стандартного ввода и помещают результаты в стандартный вывод. Стандартные ввод, вывод и протокол можно переназначить. Обозначение Code: < <имя файла> служит для переназначения стандартного ввода (дескриптор файла 0), Code: > <имя файла> для стандартного вывода (дескриптор файла 1); Code: << <строка> ввод происходит со стандартного ввода, пока не встретится указанная <строка> или конец файла, Code: >> <имя файла> для стандартного вывода; если файл существует, то выводимая информация добавляется к конец этого файла, Code: <& <цифра> в качестве стандартного ввода об(r)является файл, ассоциированный с дескриптором <цифра>; аналогично для стандартного вывода Code: >& <цифра> <&- и >&- закрывают соответственно стандартный ввод и вывод. Если любой из этих конструкций предшествует цифра, то с указанным файлом будет ассоциирован дескриптор, равный указанной цифре, вместо 0 и 1 по умолчанию. Например, Code: 2 > <имя файла> для стандартного протокола используется дескриптор 2, а Code: 2 >& 1 ассоциирует дескриптор 2 с файлом, ассоциированным с дескриптором 1. Code: ... 2>protocol переназначает стандартный протокол (дескриптор 2) в файл по имени protocol. Чтобы переназначить стандартный протокол туда же, куда уже назначен стандартный вывод, следует употребить конструкцию Code: ... 2>&1 Важен порядок переназначения: shell производит переназначение слева направо по указанному списку. Так, Code: 1 > xxx 2 >& 1 сначала ассоциирует дескриптор 1 с файлом xxx, а затем дескриптор 2 с 1, т.е. тоже с xxx. А Code: 2 >& 1 1 > xxx ассоциирует дескриптор 2 с терминалом, а 1 - с файлом xxx. Можно переназначить системный ввод на текущий файл: Code: isql - - < 1.2. Синхронное и асинхронное выполнение команд Обычно shell ждет завершения выполнения команды. Однако имеется возможность запустить задачу в асинхронном режиме, т.е. без ожидания ее завершения. Для этого после команды (после всех ее аргументов и указаний о переназначении ввода-вывода) надо поставить знак &. При этом по умолчанию стандартный ввод команды назначается на пустой файл /dev/null. Пример: создать файл primer можно по команде Code: echo > primer Еще пример: запустить программу prog в асинхронном режиме, чтобы не надо было дожидаться его завершения, засечь время выполнения, результаты программы направить в файл prog.res, данные о времени выполнения - в файл prog.tim. Code: time prog > prog.res 2> prog.tim & 1.3. Конвейер Конвейер - последовательность команд, разделенных знаком |. Если после конвейера стоит ; shell ждет его завершения. Если & - то не ждет. Роль ; может играть конец строки. Смысл конвейера в том, что стандартный вывод одной команды замыкается на стандартный ввод другой. Пример конвейера - подсчитать число об(r)ектных файлов в текущем каталоге. Code: ls *.o | wc -l 1.4. Метасимволы, генерация имен файлов Метасимволы - символы, имеющие специальное значение для интерпретатора : Code: ? * ; & ( ) | ^ < > <пробел> <табуляция> <возврат_каретки> Однако каждый из этих символов может представлять самого себя, если перед ним стоит \. Все символы, заключенные между кавычками ' и ', представляют самих себя. Между двойными кавычками (") выполняются подстановки команд (см п. 2.2) и параметров (см. п. 2.3), а символы \, `," и $ могут экранироваться предшествующим символом \. После всех подстановок в каждом слове команды ищутся символы *,?, и [. Если находится хотя бы один из них, то это слово рассматривается как шаблон имен файлов и заменяется именами файлов, удовлетворяющих данному шаблону (в алфавитном порядке). Если ни одно имя файла не удовлетворяет шаблону, то он остается неизменным. Значения указанных символов: Code: * любая строка, включая и пустую ? один любой символ [...] любой из указанных между ними символов. Пара символов, разделенных знаком -, означает любой символ, который находится между ними, включая и их самих. Если первым символом после "[" идет "!", то указанные символы не должны входить в имя файла. 2. Синтаксис языка shell 2.1. Комментарии Строки, начинающиеся с #, трактуются как комментарии. 2.2. Подстановка результатов выполнения команд Выражения можно заключать в обратные кавычки (`). Такие выражения вычисляются в месте использования. Они могут быть, например, частью строк. Пример. Пусть параметром макрокоманды является имя файла с расширением .for. Требуется удалить одноименный файл с расширением .err. Code: name=`ena -n $1` rm -f ${name}.err Значение, полученное в результате выполнения команды Code: ena -n $1 присваивается переменной name. Фигурные скобки использованы для выделения аргумента операции перехода от имени к значению. Без них .err приклеилась бы к имени. 2.3. Переменные и подстановка их значений Все переменные в языке shell - текстовые. Их имена должны начинаться с буквы и состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания (_). Чтобы воспользоваться значением переменной, надо перед ней поставить символ $. Использование значения переменной называется подстановкой. Различается два класса переменных: позиционные и с именем. Позиционные переменные - это аргументы командных файлов, их именами служат цифры: $0 - имя команды, $1 - первый аргумент и т.д. Значения позиционным переменным могут быть присвоены и командой set (см. Специальные команды). Пример. После вызова программы на shellе, хранящейся в файле ficofl: Code: ficofl -d / \*.for значением $0 будет ficofl, $1 - -d, $2 - /, $3 - *.for, значения остальных позиционных переменных будут пустыми строками. Заметим, что если бы символ * при вызове ficofl не был экранирован, в качестве аргументов передались бы имена всех фортранных файлов текущей директории. Еще две переменные хранят командную строку за исключением имени команды: $@ эквивалентно $1 $2 ..., а $* - "$1 $2 ...". Начальные значения переменным с именем могут быть установлены следующим образом: Code: <имя>=<значение> [ <имя>=<значение> ] ... Не может быть одновременно функции (см. Управляющие конструкции) и переменной с одинаковыми именами. Для подстановки значений переменных возможны также следующие конструкции: Code: ${<переменная>} если значение <переменной> определено, то оно подставляется. Скобки применяются лишь если за <переменной> следует символ, который без скобок приклеится к имени. Code: ${<переменная>:-<слово>} если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется ее значение; иначе подставляется <слово>. Code: ${<переменная>:=<слово>} если <переменная> не определена или является пустой строкой, ей присваивается значение <слово>; после этого подставляется ее значение. Code: ${<переменная>:?<слово>} если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется ее значение; иначе на стандартный вывод выводится <слово> и выполнение shellа завершается. Если <слово> опущено, то выдается сообщение "parameter null or not set". Code: ${<переменная>:+<слово>} если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется <слово>; иначе подставляется пустая строка. Пример: если переменная d не определена или является пустой строкой, то выполняется команда pwd Code: echo ${d:-`pwd`} Следующие переменные автоматически устанавливаются shell'ом: Code: # количество позиционных параметров (десятичное) - флаги, указанные при запуске shellа или командой set ? десятичное значение, возвращенное предыдущей синхронно выполненной командой $ номер текущего процесса ! номер последнего асинхронного процесса @ эквивалентно $1 $2 $3 ... * эквивалентно "$1 $2 $3 ..." Напомним: чтобы получить значения этих переменных, перед ними нужно поставить знак $. Пример: выдать номер текущего процесса: Code: echo $$ 2.4. Специальные переменные Shell'ом используются следующие специальные переменные: Code: HOME директория, в которую пользователь попадает при входе в систему или при выполнении команды cd без аргументов PATH список полных имен каталогов, в которых ищется файл при указании его неполного имени. PS1 основная строка приглашения (по умолчанию $) PS2 дополнительная строка приглашения (по умолчанию >); в интерактивном режиме перед вводом команды shell'ом выводится основная строка приглашения. Если нажата клавиша new_line, но для завершения команды требуется дальнейший ввод, то выводится дополнительная строка приглашения IFS последовательность символов, являющихся разделителями в командной строке (по умолчанию это <пробел>, <табу[/SIZE]ляция> и <возврат_каретки>) 3. Управляющие конструкции Простая команда - это последовательность слов, разделенная пробелами. Первое слово является именем команды, которая будет выполняться, а остальные будут переданы ей как аргументы. Имя команды передается ей как аргумент номер 0 (т.е. имя команды является значением $0). Значение, возвращаемое простой командой - это ее статус завершения, если она завершилась нормально, или (восьмеричное) 200+статус, если она завершилась аварийно. Список - это последовательность одного или нескольких конвейеров, разделенных символами ;, &, && или || и быть может заканчивающаяся символом ; или &. Из четырех указанных операций ; и & имеют равные приоритеты, меньшие, чем у && и ||. Приоритеты последних также равны между собой. Символ ; означает, что конвейеры будут выполняться последовательно, а & - параллельно. Операция && (||) означает, что список, следующий за ней будет выполняться лишь в том случае, если код завершения предыдущего конвейера нулевой (ненулевой). Команда - это либо простая команда, либо одна из управляющих конструкций. Кодом завершения команды является код завершения ее последней простой команды. 3.1. Цикл ДЛЯ Code: for <переменная> [ in <набор> ] do <список> done Если часть in <набор> опущена, то это означает in "$@" ( то есть in $1 $2 ... $n). Пример. Вывести на экран все фортранные файлы текущей библиотеки: Code: for f in *.for do cat $f done 3.2. Оператор выбора Code: case $<переменная> in <шаблон> | <шаблон>... ) <список> ;; . . . esac Оператор выбора выполняет <список>, соответствующий первому <шаблону>, которому удовлетворяет <переменная>. Форма шаблона та же, что и используемая для генерации имен файлов. Часть | шаблон... может отсутствовать. Пример. Определить флаги и откомпилировать все указанные файлы. Code: # инициализировать флаг flag= # повторять для каждого аргумента for a do case $a in # об(r)единить флаги, разделив их пробелами -[ocSO]) flag=$flag' ' $a ;; -*) echo 'unknown flag $a' ;; # компилировать каждый исходный файл и сбросить флаги *.c) cc $flag $a; flag= ;; *.s) as $flag $a; flag= ;; *.f) f77 $flag $a; flag= ;; # неверный аргумент *) echo 'unexpected argument $a' ;; esac done 3.3. Условный оператор. Code: if <список1> then <список2> [ elif <список3> then <список4> ] . . . [ else <список5> ] fi Выполняется <список1> и, если код его завершения 0, то выполняется <список2>, иначе - <список3> и, если и его код завершения 0, то выполняется <список4>. Если же это не так, то выполняется <список5>. Части elif и else могут отсутствовать. 3.4. Цикл ПОКА Code: while <список1> do <список2> done До тех пор, пока код завершения последней команды <списка1> есть 0, выполняются команды <списка2>. При замене служебного слова while на until условие выхода из цикла меняется на противоположное. В качестве одной из команд <списка1> может быть команда true (false). По этой команде не выполняется никаких действий, а код завершения устанавливается 0 (-1). Эти команды применяются для организации бесконечных циклов. Выход из такого цикла можно осуществить лишь по команде break (см. Специальные команды). 3.5. Функции <имя> () { <список>; } Определяется функция с именем <имя>. Тело функции - <список>, заключенный между { и }. 3.6. Зарезервированные слова Следующие слова являются зарезервированными: Code: if then else elif fi case in esac { } for while until do done 3.7. Специальные команды Как правило, для выполнения каждой команды shell порождает отдельный процесс. Специальные команды отличаются тем, что они встроены в shell и выполняются в рамках текущего процесса. Code: [B]:[/B] Пустая команда. Возвращает нулевой код завершения. [B]. file[/B] Shell читает и выполняет команды из файла file, затем завершается; при поиске file используется список поиска $PATH. [B]break [n] [/B] Выход из внутреннего for или while цикла; если указано n, то выход из n внутренних циклов. [B]continue [n] [/B] Перейти к следующей итерации внутреннего for или while цикла; если указано n, то переход к следующей итерации n-ого цикла. [B]cd [ <аргумент> ][/B] Сменить текущую директорию на директорию <аргумент>. По умолчанию используется значение HOME. [B]echo [ <арг> ... ][/B] Выводит свои аргументы в стандартный вывод, разделяя их пробелами. [B]eval [ <арг> ... ][/B] Аргументы читаются, как если бы они поступали из стандартного ввода и рассматриваются как команды, которые тут же и выполняются. [B]exec [ <арг> ... ][/B] Аргументы рассматриваются как команды shell'а и тут же выполняются, но при этом не создается нового процесса. В качестве аргументов могут быть указаны направления ввода-вывода и, если нет никаких других аргументов, то будет изменено лишь направление ввода-вывода текущей программы. [B]exit [ n ][/B] Завершение выполнения shell'а с кодом завершения n. Если n опущено, то кодом завершения будет код завершения последней выполненной команды (конец файла также приводит к завершению выполнения). [B]export [ <переменная> ... ] [/B] Данные переменные отмечаются для автоматического экспорта в окружение (см. Окружение) выполняемых команд. Если аргументы не указаны, то выводится список всех экспортируемых переменных. Имена функций не могут экспортироваться. [B]hash [ -r ] [ <команда> ... ][/B] Для каждой из указанных команд определяется и запоминается путь поиска. Опция -r удаляет все запомненные данные. Если не указан ни один аргумент, то выводится информация о запомненных командах: hits - количество обращений shell'а к данной команде; cost - объем работы для обнаружения команды в списке поиска; command - полное имя команды. В некоторых ситуациях происходит перевычисление запомненных данных, что отмечается значком * в поле hits. pwd Выводит имя текущей директории. [B]read [ <переменная> ... ] [/B] Читается из стандартного ввода одна строка; первое ее слово присваивается первой переменной, второе - второй и т.д., причем все оставшиеся слова присваиваются последней переменной. [B]readonly [ <переменная> ... ][/B] Запрещается изменение значений указанных переменных. Если аргумент не указан , то выводится информация обо всех переменных типа readonly. [B]return [ n ][/B] Выход из функции с кодом завершения n. Если n опущено, то кодом завершения будет код завершения последней выполненной команды. [B]set [ --aefkntuvx [ <арг> ... ] ][/B] Команда устанавливает следующие режимы: -a отметить переменные, которые были изменены или созданы, как переменные окружения (см. Окружение) -e если код завершения команды ненулевой, то немедленно завершить выполнение shell'а -f запретить генерацию имен файлов -k все переменные с именем помещаются в окружение команды, а не только те, что предшествуют имени команды (см. Окружение) -n читать команды, но не выполнять их -t завершение shell'а после ввода и выполнения одной команды -u при подстановке рассматривать неустановленные переменные как ошибки -v вывести вводимые строки сразу после их ввода -x вывести команды и их аргументы перед их выполнением -- не изменяет флаги, полезен для присваивания позиционным переменным новых значений. При указании + вместо - каждый из флагов устанавливает противоположный режим. Набор текущих флагов есть значение переменной $-. <арг> - это значения, которые будут присвоены позиционным переменным $1, $2 и т.д. Если все аргументы опущены, выводятся значения всех переменных. [B]shift [ n ][/B] Позиционные переменные, начиная с $(n+1), переименовываются в $1 и т.д. По умолчанию n=1. test вычисляет условные выражения (см. Дополнительные сведения. Test ) trap [ <арг> ] [ n ] ... Команда <арг> будет выполнена, когда shell получит сигнал n (см. Сигналы). (Надо заметить, что <арг> проверяется при установке прерывания и при получении сигнала). Команды выполняются по порядку номеров сигналов. Любая попытка установить сигнал, игнорируемый данным процессом, не обрабатывается. Попытка прерывания по сигналу 11 (segmentation violation) приводит к ошибке. Если <арг> опущен, то все прерывания устанавливаются в их начальные значения. Если <арг> есть пустая строка, то этот сигнал игнорируется shell'ом и вызываемыми им программами. Если n=0, то <арг> выполняется при выходе из shell'а. Trap без аргументов выводит список команд, связанных с каждым сигналом. ... [/SIZE] [SIZE=1][I]При написании статьи были использованы материалы с сайтов: http://www.citforum.ru , http://www.linuxcenter.ru/[/I][/SIZE]
...продолжение.. type [ <имя> ... ] Для каждого имени показывает, как оно будет интерпретироваться при использовании в качестве имени команды: как внутренняя команда shell'а, как имя файла или же такого файла нет вообще. ulimit [ -f ] [ n ] Устанавливает размер файла в n блоков; -f - устанавливает размер файла, который может быть записан процессом-потомком (читать можно любые файлы). Без аргументов - выводит текущий размер. umask [ nnn ] Пользовательская маска создания файлов изменяется на nnn. Если nnn опущено, то выводится текущее значение маски. Пример: после команды umask 755 будут создаваться файлы, которые владелец сможет читать, писать и выполнять, а все остальные - только читать и выполнять. unset [ <имя> ... ] Для каждого имени удаляет соответствующую переменную или функцию. Переменные PATH, PS1, PS2 и IFS не могут быть удалены. wait [ n ] Ждет завершения указанного процесса и выводит код его завершения. Если n не указано, то ожидается завершения всех активных процессов-потомков и возвращается код завершения 0. 4. Выполнение shell-программ 4.1. Запуск shell'а Программа, интерпретирующая shell-программы, находится в файле /bin/sh. При запуске ее первый аргумент является именем shell-программы, остальные передаются как позициональные параметры. Если файл, содержащий shell-программу, имеет право выполнения (x), то достаточно указания лишь его имени. Например, следующие две команды операционной системы эквивалентны (если файл ficofl обладает указанным правом и на самом деле содержит shell-программу): Code: sh ficofl -d . g\* и ficofl -d . g\* 4.2. Выполнение При выполнении shell-программ выполняются все подстановки. Если имя команды совпадает с именем специальной команды, то она выполнается в рамках текущего процесса. Так же выполняются и определенные пользователем функции. Если имя команды не совпадает ни с именем специальной команды, ни с именем функции, то порождается новый процесс и осуществляется попытка выполнить указанную команду. Переменная PATH определяет путь поиска директории, содержащей данную команду. По умолчанию это Code: ::/bin:/usr/ bin:/util:/dss/rk Директории поиска разделяются двоеточиями; :: означает текущую директорию. Если имя команды содержит символ /, значение $PATH не используется: имена, начинающиеся с / ищутся от корня, остальные - от текущей директории. Положение найденной команды запоминается shellом и может быть опрошено командой hash. 4.3. Окружение Окружение - это набор пар имя-значение, которые передаются выполняемой программе. Shell взаимодействует с окружением несколькими способами. При запуске shell создает переменную для каждой указанной пары, придавая ей соответствующее значение. Если вы измените значение какой-либо из этих переменных или создадите новую переменную, то это не окажет никакого влияния на окружение, если не будет использована команда export для связи переменной shell'а с окружением (см. также set -a). Переменная может быть удалена из окружения командой unset (см.). Таким образом, окружение каждой из выполняемых shell'ом команд формируется из всех неизмененных пар имя-значение, первоначально полученных shell'ом, минус пары, удаленные командой unset, плюс все модифицированные и измененные пары, которые для этого должны быть указаны в команде export. Окружение простых команд может быть сформировано указанием перед ней одного или нескольких присваиваний переменным. Так, Code: TERM=d460 <команда> и Code: (export TERM; TERM=d460; <команда>) эквивалентны. Переменные, участвующие в таких присваиваниях, назовем ключевыми параметрами. Если установлен флаг -k (см. set), то все ключевые параметры помещаются в окружение команды, даже если они записаны после команды. 4.4. Сигналы UNIX'ом поддерживаются следующие сигналы: Code: SIGHUP - 1 - отменить (hangup) SIGINT - 2 - прерывание (interrupt) SIGQUIT - 3 - нестандартный выход (quit) SIGILL - 4 - неверная команда (illegal instruction) SIGTRAP - 5 - ловушка (trace trap) SIGFPE - 8 - исключительная ситуация при выполнении операций с плавающей запятой (floating-point exception) SIGKILL - 9 - уничтожение процесса (kill) SIGBUS - 10 - ошибка шины (bus error) SIGSEGV - 11 - нарушение сегментации (segmentation violation) SIGSYS - 12 - неверный системный вызов (bad argument to system call) SIGPIPE - 13 - запись в канал без чтения из него (write on a pipe with no one to read it) SIGALRM - 14 - будильник (alarm clock) SIGTERM - 15 - программное завершение процесса (software termination signal) Сигналы SIGINT и SIGQUIT игнорируются, если команда была запущена асинхронно. Иначе сигналы обрабатываются так же, как в процессе-предке, за исключением сигнала SIGSEGV (см. также Специальные команды. Trap). 4.5. Замечания При выполнении команд запоминается их местонахождение. Поэтому при создании команды с тем же именем, но находящейся в другой директории, все равно будет выполняться старая команда (если вызов происходит по короткому имени). Для исправления ситуации воспользуйтесь командой hash с ключом -r (см. Специальные команды). Если вы переименовали текущую или вышележащую директорию, то команда pwd может давать неверную информацию. Для исправления ситуации воспользуйтесь командой cd с полным именем директории. 5. Дополнительные сведения 5.1. Команда test Команда test применяется для проверки условия. Формат вызова: Code: test <выражение> или [ <выражение> ] Команда test вычисляет <выражение> и, если его значение - истина, возвращает код завершения 0 (true); иначе - ненулевое значение (false). Ненулевой код завершения возвращается и если опущены аргументы. <Выражение> может состоять из следующих примитивов: Code: [B]-r файл[/B] - истина, если файл существует и доступен для чтения [B]-w файл[/B] - истина, если файл существует и доступен для записи [B]-x файл[/B] - истина, если файл существует и является выполняемым [B]-f файл[/B] - истина, если файл существует и является обычным файлом [B]-d файл[/B] - истина, если файл существует и является директорией [B]-c файл[/B] - истина, если файл существует и является специальным символьно-ориентированным файлом [B]-b файл[/B] - истина, если файл существует и является специальным блок-ориентированным файлом [B]-p файл[/B] - истина, если файл существует и является именованным каналом (pipe) [B]-s файл[/B] - истина, если файл существует и имеет ненулевую длину [B]-t [ дескриптор файла ][/B] - истина, если открытый файл с указанным дескриптором (по умолчанию 1) существует и ассоциирован с терминалом [B]-z s1[/B] - истина, если длина строки s1 нулевая [B]-n s1[/B] - истина, если длина строки s1 ненулевая [B]s1 = s2[/B] - истина, если строки s1 и s2 совпадают [B]s1 != s2[/B] - истина, если строки s1 и s2 не совпадают [B]s1[/B] - истина, если s1 непустая строка [B]n1 -eq n2[/B] - истина, если целые n1 и n2 алгебраически совпадают . На месте -eq могут быть также -ne, -gt, -ge, -lt, -le 5.2. Команда expr Команда expr применяется для вычисления выражений. Результат выводится на стандартный вывод. Операнды выражения должны быть разделены пробелами. Метасимволы должны быть экранированы. Надо заметить, что 0 возвращается в качестве числа, а не для индикации пустой строки. Строки, содержащие пробелы или другие специальные символы, должны быть заключены в кавычки. Целые рассматриваются как 32-битные числа. Ниже приведен список операторов в порядке возрастания приоритета, операции с равным приоритетом заключены в фигурные скобки. Перед символами, которые должны быть экранированы, стоит \. Code: [B]<выр> \| <выр>[/B] если первое <выр> не пустое и не нулевое, то возвращает его, иначе возвращает второе <выр> [B]<выр> \& <выр>[/B] если оба <выр> не пустые и не нулевые, то возвращает первое <выр>, иначе возвращает 0 [B]<выр> { =, \>, \>=, \<, \<=, != } <выр>[/B] возвращает результат целочисленного сравнения если оба <выр> - целые; иначе возвращает результат лексического сравнения [B]<выр> { +, - } <выр>[/B] сложение и вычитание целочисленных аргументов [B]<выр> { \*, /, % } <выр>[/B] умножение, деление и получение остатка от деления целочисленных аргументов [B]<выр> : <выр>[/B] оператор сопоставления : сопоставляет первый аргумент со вторым, который должен быть регулярным выражением. Обычно оператор сравнения возвращает число символов, удовлетворяющих образцу (0 при неудачном сравнении). Однако символы \( и \) могут применяться для выделения части первого аргумента. Регулярное выражение строится следующим образом: Code: . - обозначает любой символ * - обозначает предыдущий символ, повторенный несколько раз [] - обозначают любой один из указанных между ними символов; группа символов может обозначаться с помощью знака "-" (т.е. [0-9] эквивалентно [0123456789]); если после [ стоит ^, то это эквивалентно любому символу, кроме указанных в скобках и <возврата_каретки>; для указания ] в качестве образца, надо поставить ее сразу за [ (т.е. []...]); . и * внутри квадратных скобок обозначают самих себя Все остальные символы (и ^, если стоит не в квадратных скобках) обозначают самих себя. Для указания символов ., *,[ и ] надо экранировать их (т.е. писать \., \*, \[, \]). Примеры. Code: 1. a=`expr $a + 1` - увеличение на 1 переменной a 2. Code: expr $a : '.*/\(.*\)' \| $a - выделяет из имени файла короткое имя (т.е. из /usr/util/ena выделяется ena). Внимание, одиночный символ / будет воспринят как знак операции деления. 3. Code: expr $VAR : '.*' - получение количества символов переменной VAR. В качестве побочного эффекта expr возвращает следующие коды завершения: 0 - если выражение не нуль и не пустая строка 1 - если выражение нуль или пустая строка 2 - для некорректных выражений Команда expr также выдает следующие сообщения об ошибках: Code: [B]syntax error[/B] - для ошибок в операторах или операндах [B]non-numeric argument[/B] - для попыток применения арифметических операций к нечисловым строкам Замечание. Допустим, что мы хотим сравнить значение переменной a с каким-либо символом, имеющим для expr особый смысл, например, со знаком равенства. Пусть $a на самом деле является знаком равенства. Так как аргументы предварительно обрабатываются shell'ом, то команда Code: expr $a = '=' будет воспринята как Code: expr = = = что синтаксически некорректно. В подобных случаях надо пользоваться таким приемом: Code: expr X$a = X= т.е. добавлением некоторого символа к обеим строкам, что никак не влияет на результат сравнения, однако позволяет избежать синтаксической ошибки. 5.3. Команда ena Команда ena позволяет получить части полного имени файла. Первый аргумент - флаг, второй - имя файла. Команда различает следующие флаги: Code: [B]-n [/B] - имя файла без расширения [B]-f[/B] - имя файла с расширением [B]-e[/B] - расширение [B]-d[/B] - имя директории [B]-p[/B] - если имя файла начинается с . или .. , то эти символы выделяются из имени Ниже приводится текст программы ena, хранящийся в /util/ena. Code: # Get part of pathname case $1 in -n ) expr $2 : '.*/\(.*\)[.].*' \| $2 : '\(.*\)[.].*' \| $2 ;; -f ) expr $2 : '.*/\(.*\)' \| $2 ;; -e ) expr $2 : '.*\([.][^./]*\)' \| ' ' ;; -d ) expr $2 : '\(.*\)/.*' \| $2 ;; -p ) expr $2 : '\([.]\)/.*' \| $2 : '\([.][.]\)/.*' \| ' ' ;; * ) echo "error: unknown part of pathname $1" exit 2 ;; esac На этом я заканчиваю длинное повествование о столь мощном языке мобильного программирования. Как дополнительный материал хочу выделить электронныу книгу о программирование в стандарте POSIX (http://www.intuit.ru/department/se/pposix/2/) {============================================================} По поводу замечаний сказаных ниже:: Весь материал был взят с указанных сайтов, скомпанован, немного отредактирован и представлен в позновательных целях. Соответственно я не претендую на полное авторство данной статьи.. з.ы.В дальнейшем статья будет редактироваться и дополняться новым и авторским (то бишь от меня) материалом. При написании статьи были использованы материалы с сайтов: http://www.citforum.ru , http://www.linuxcenter.ru/
Как-то странно они выставлены. Как будто статью писал ты, юзая маны с тех сайтов, а на деле простой копипаст.
А вот такой вопрос: есть файл вида: Interesting ports on 1.1.72.66: 21/tcp filtered ftp Interesting ports on 1.1.72.67: 21/tcp open ftp Interesting ports on 1.1.72.68: 21/tcp filtered ftp Interesting ports on 1.1.72.69: 21/tcp filtered ftp Interesting ports on 1.1.72.70: 21/tcp open ftp Interesting ports on 1.1.72.71: 21/tcp filtered ftp ... не силен в регулярных выражениях(( как на bash отделить в отдельный файл вида iport open???
Да вот ИМХО один в один написано, даже нумерация пунктов совпадает... походу копипаст в чистом виде, никакой компоновки не заметил... p.s. Этот текст подготовлен НПО "КЛОТО" Last-modified: Sun, 07 Jul 2002 09:31:58 GMT
Я бы сделал это на перле. Code: #!/usr/bin/perl open (IN, "<$ARGV[0]") or die; while (<IN>) { chomp; if (/[0-9]{1,3}\.[0-9]{1,3}\.[0-9]{1,3}\.[0-9]{1,3}/) { $was_ip = $&; next; } if (/[0-9]{1,5}\/tcp open/) {($port, $foo) = split (/\//, $&); print $port;print "$was_ip:$port\n"; } } close IN; exit 0;
А мне чето не понравилась статья, ничо не выделено, не подчеркнуто, через пару минут текст сливаеться в одно сплошное пятно , ИМХО не читаемо. Раз уж статья очевидно копипаст-то хотябы потрудился бы над оформлением =(